Главная
-
Публикации
-
Новости
-
Василий Моргун: «Региональный бренд должен иметь под собой региональный стандарт»

Василий Моргун: «Региональный бренд должен иметь под собой региональный стандарт»

В ближайшее время в России появятся десятки новых брендов, имеющих все шансы выйти на мировой рынок. Президент России Владимир Путин подписал закон, направленный на продвижение региональных брендов, который вводит в Гражданский кодекс (ГК) РФ новый самостоятельный объект интеллектуальных прав - "географическое указание".    Закон устанавливает, что географическое указание как обозначение, идентифицирующее товар, характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением, может использоваться в отношении товара при условии, что на территории данного географического объекта осуществляется хотя бы одна из стадий производства этого товара, оказывающая существенное влияние на формирование его характеристик. О «плюсах» и «минусах» законопроекта, о процедуре присвоения регионального бренда и о том, как нововведение отразится на развитии производства в Красноярске – в интервью со специальным представителем Руководителя Росстандарта в Сибирском Федеральном округе Василием Моргуном.

- Василий Николаевич, почему в стране назрела необходимость создания такого законопроекта?

- Прежде всего, этот законопроект подтверждает факт, что в регионах стало более активно развиваться производство. В Советском союзе было понятие «местная промышленность», и вот то, что на сегодняшний день понимается под малым или средним бизнесом, как раз относится к категории местной промышленности. Благодаря этому законопроекту, через идеологию брендинга можно увидеть реальную картину развития не абстрактного «малого и среднего бизнеса», а местной промышленности в регионах. На мой взгляд, это единственная верная идеология на сегодняшний день. Крупные корпорации имеют экспортный выход или тарифы, а вот мелкие, региональные – не все и не всегда. Для них это реальный шанс заявить о себе.

- Василий Николаевич, а не получится так, что в ближайшее время страну «захлестнет» волна товаров под непонятными брендами?

- Если мы хотим выходить на мировой рынок, то выходить нужно не с товаром, а с брендом, то есть качественным товаром, товарным знаком и торговым наименованием. Ведь позиционируется на рынке  именно бренд, и хорошо, что об этом вспомнили. Годы, когда мы субсидировали средствами бюджета края только производство, в этом смысле потеряны. Для регионов политика поддержки  бренда ведет к существенному повышению  эффективности субсидий. Потому что, когда мы вкладываем в товар с именем бренд, он  закрепляется на рынке и сохраняется в памяти потребителей.  

- Тогда вытекающий вопрос: кто будет осуществлять контроль «качества», если «бренд» будет находиться в частных руках?

- Мне кажется перспективной позиция, когда  региональные бренды с экспортным потенциалом были бы в основном государственными или находились  хотя бы частично  в государственной собственности. Тогда бы это создавало условия для длительного развития и сохранения уникальных товарных групп,  в итоге и промышленности, в том или ином регионе. Если мы начнем поддерживать только частные региональные бренды – что это означает? А то, что в какой-то момент они могут исчезнуть с рынка, так как его владелец закроет или перепродаст бизнес. Вспомним Красноярский  комбайновый завод или  Дивногорский завод низковольтных автоматов, пивоваренный завод «Пикра».  Например, человек уходит на пенсию, уезжает на постоянное жительство в Испанию и закрывает это производство… Мы куда субсидировали, какой бренд создавали? Я уже знаю, что Новгородская область зарегистрировала порядка 30 брендов. Или, как пример, «Вологодское масло» - это явно государственный бренд. Брендом «Башкирский мёд» также владеет государственное предприятие. Под брендом «Осетинские пироги»  работают частники, но бренд  государственный.

- На Ваш взгляд, какие новые бренды могут появиться в Красноярском крае?

- Когда мы сядем и подумаем, какие бренды у нас есть и что мы можем предложить рынку, то выяснится, что продукции производится не так уж и много, в основном она - сырьевого свойства, но как мы знаем, сырьё не брендируется, а торгуется через биржу на основе качественных показателей. На рынок надо выходить с очень качественным и запоминающимся товаром. Хотя мне не понятно, почему у нас в крае, где добывается много соболя, есть многочисленные артезианские источники, вопросом брендирования меха и воды не занимаются? Я вижу здесь недоработку в стратегии управления экономикой. Нужно формировать стратегии, которые могут позволить нам сделать скачок через два витка спирали вверх, потому что мы отстали.

- Василий Николаевич, как Вы видите саму процедуру брендирования?

- Я считаю, что ЦСМ должен заниматься стандартизацией региональных  отраслевых брендов, а там, где есть стандарт, всегда есть контроль. Один стандарт задаёт характеристики товара, другой стандарт – методы их  контроля. Поэтому, если будет передаваться право присваивать географическое указание или наименование места происхождения товара из Москвы в регионы, то мы надеемся, что будем партнёрами с Министерством экономики Красноярского края (которое не имеет  компетенции в  осуществлении контроля качества) в деле определения стандарта и контроля соответствия регионального бренда данному стандарту. Так, я считаю, что право на географическое указание «Енисейская Сибирь» или Красноярский край должны иметь только те товары, которые характеризуются повышенным качеством. Например, для наименования « Минусинский помидор» с   географическим указанием  «Красноярский край, Енисейская Сибирь» необходимо разработать региональный стандарт качества. Для позиционирования местной продукции и наименование, и территория имеют важное значение. Для этого должны быть соответствующая концепция и законодательная база. Ведь понятие «Енисейская Сибирь» пригодно, чтобы стать географическим указанием, но  сделать это географическое указание собственным брендом, присвоить наименование «Енисейской Сибири» какой-либо продукции – пирогам, пиву, ещё чему-то – значит не понимать суть дела. Географическое указание само по себе не является брендом, оно показывает место, территорию происхождения товара. В этом смысле, «Енисейская Сибирь» должна, не будучи сама товарным брендом, наполняться качественными, известными товарными брендами. И что очень важно, не только продовольственными, а  высокотехнологичными и наукоёмкими. Такими как антенные и навигационные системы,  аппаратура биотестирования, биоразлагаемые пластики… И это очень важно для региона. Если он хочет выделиться чем-то. Например, Алтайский край уже выделяется сельскохозяйственными и  биотехнологиями, Томская область делает акцент на инновационность. Регионы делят кедровый бренд, хотя мы еще десять лет назад могли начать его продвигать первыми, но думали не о будущем, а об «интересах».

- Как Вы считаете, «брендирование» уменьшит количество фальсификата, некачественного товара на рынке?

- Бренд должен иметь под собой стандарт. Потому что в определениях наименований мест происхождения говорится, что наименование даётся товарам, имеющим особые свойства и качества, ассоциирующиеся с его региональным происхождением. Например, «Боржоми» имеет - особые свойства и есть стандарт на эту воду. Мы плохо прославимся, если в производстве Красноярского края или «Енисейской Сибири» будут товары ненадлежащего качества или которые можно легко подделать. Мы можем начать производить какие-нибудь умывальники или алюминиевые лейки «Енисейская Сибирь»… и когда-нибудь это можно будет делать, когда нас уже начнут узнавать. Но сейчас нужны самые авангардные, самые наукоёмкие промышленные, самые качественные продовольственные товары, в том числе – органической группы. Чтобы они могли создать конкуренцию и стать лидерами на рынке в начале процесса позиционирования и созидания регионального бренда. Если изначально позиция будет правильная, то она даст хорошую стратегию развития территориального мега-бренда как сакральности, как некой территории успеха. Понимая это, я выступил с инициативой, и мы собрали коллектив ученых СФУ, предложили нашей исполнительной власти написать совместно с университетом «Концепцию регионального брендинга». Краевой фонд науки, Институт экономики и Институт торговли СФУ совместно поддержали эту идею. При нашем участии такая концепция, надеюсь, будет подготовлена. И очень хочется, чтобы её прочитал кто-то из тех людей, кто будет принимать решение по этому вопросу на законодательном и руководящем уровне.

01 августа 2019

Новости