На чем край может зарабатывать и чем гордиться?
Сегодня вместе с «КП» итоги года подводит и Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае («Красноярский ЦСМ»). С его директором, Василием Моргуном, мы говорим об импортозамещении, формировании продовольственных предпочтений и о том, что качество и собственный бренд это и есть конкурентные преимущества местных производителей.
Василий Николаевич, какие события 2014 года стали самыми значимыми для вашего коллектива и для города и края?
- В этом году мы открыли учебно-производственный центр по коммунальному обслуживанию учреждений образования правобережья, для этого создали 45 новых рабочих мест. А всего за год мы дали работу 85 сотрудникам, причем, это квалифицированные специалисты, инженеры, которые занимаются и эндоскопами – мы открыли первый за Уралом центр по их ремонту и обслуживанию, и бытовой техникой – есть у нас центр обслуживания Samsung, и разработкой медоборудования. Все эти учебно-производственные центры созданы совместно с институтами и позволяют эффективно использовать цеха и мастерские учебных заведений и давать работу новым сотрудникам.
Красноярский ЦСМ у большинства красноярцев связан с рейтингами различных продуктов – мы все ждем от ваших специалистов рекомендаций, какую колбасу покупать, какие конфеты.
- Я хочу подчеркнуть, мы – не проверяющая организация, наша задача - повышение качества. И рейтинги – только один из способов. Мы сейчас вплотную подошли к тому, чтобы формировать потребительские предпочтения не с помощью рекламы, а на основе объективных показателей качества. Но для этого нужен мониторинг, чтобы мы могли проводить дегустации одного и того же продукта несколько раз в год, и тогда для потребителей сложится ясная картина: какие производители постоянно в лидерах, какие – отстают по качеству. Наша мечта – делать рейтинги и непродовольственных товаров, и ритейлеров.
А конкурс «Сто лучших товаров России» будете продолжать?
- Это центральное событие в области качества. Поэтому будем не только продолжать конкурс, но и развивать его. В этом году, например, совместно с Союзом машиностроителей добавили номинацию «Лучшее изобретение года», вручили первые награды. Большой интерес был к конкурсу «Лучшее окно Красноярья», возможно, мы его повторим, и есть идея сделать конкурс «Лучшая дверь Красноярья». Проблема в том, что государство сейчас следит только за безопасностью продукции, а производители еще не доросли до того, чтобы продвигать свою продукцию по показателям качества. Пока их реклама строится на общих словах: высокое качество, уникальные технологии и пр.
Сегодня очень много говорят об импортозамещении. На ваш взгляд, какие производства в Красноярском крае действительно смогут заменить зарубежную продукцию?
- Чтобы это понять, нужно исходить из потребностей края и из политических решений. На мой взгляд, очень большие перспективы у производства медтехники – у нас в крае есть три группы разработчиков, уже есть и первые результаты. В частности, счетчик сердечных ритмов, который находится в стадии испытания. Медтехника – это и высокие технологии, и инновации, и нам нужно занимать этот рынок. Если край сейчас воспользуется шансом и начнет пилотное производство, то через десять лет станет крупным производителем медтехники. Второй наш шанс – производство мебели. Для этого есть и люди, и бренды, и сырье, и оборудование, а в связи с подготовкой к Универсиаде будет и крупный заказ. Есть огромная потребность в станках и приборах – здесь обязательно нужно собственное производство. И, конечно, продукты питания. У нас есть зерно, а готовой продукции практически нет. Наша пшеница идет под брендом соседнего региона, это неправильно.
Достаточно ли в Красноярске брендов, что может и должна сделать власть, чтобы поддержать лучших?
- Брендов очень мало. На слуху у покупателей «Исток», Уярский мясокомбинат, еще буквально несколько наименований. Та же мука из красноярского зерна называется как угодно, лишь недавно стали продавать «Минусинскую муку». А между тем, это стратегическое направление и на создание брендов нужны государственные субсидии. Ассоциации розничных сетей Красноярского края тоже следует задуматься не о номинальном, а о реальном продвижении местной продукции – это может стать единственным и очень важным отличием от федеральных сетей.
В 2015 году вы, наверняка, будете продолжать и развивать все то, что делаете сейчас. Чем еще готовы заниматься?
- Планов очень много, в частности, готовимся к тому, чтобы поставлять и обслуживать лабораторное оборудование, и особенно важный и актуальный проект – испытание продукции на ГМО. Ждем закон о стандартизации, его отменили в 2002 году, а сейчас снова хотят вернуть. Это очень важно именно для повышения качества продукции, стандарты ведь для этого и придуманы. Подготовила Татьяна Рябинина.
25 декабря 2015
Новости