В начале июня на площадке Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ФГУП «ВНИИФТРИ») состоялось итоговое заседание коллегии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) с отчетом за 2020 г.
С приветственным словом перед участниками коллегии выступил заместитель Председателя Правительства РФ Юрий Борисов. В своем обращении он обозначил круг первоочередных задач в сфере стандартизации. На сегодняшний день главная цель — запуск реального и мпортозамещения. Необходимо предложить отечественным производителям практические механизмы повышения конкурентоспособности их продукции как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Какие меры со стороны Росстандарта, Минпромторга России позволят достичь реальных результатов реформирования национальной системы стандартизации, метрологии, оценки соответствия, надзора и контроля? Чтобы промышленники активно включились в рыночную гонку и на основе современных международных гармонизированных стандартов успешно экспортировали отечественную продукцию, необходимо активно участвовать в процессах международной стандартизации и сертификации, расширять механизмы поддержки российских экспертов в работе на площадках крупнейших организаций по стандартизации и международных систем сертификации. Требуется больше усилий по гармонизации международных стандартов с целью получения опыта и возможности на равных конкурировать с мировыми производителями.
Следует также добиваться полноценного признания результатов испытании и сертификатов отечественных лабораторий и испытательных центров, запустить практическое внедрение российских гармонизированных стандартов в промышленность, в том числе через механизмы государственного заказа и государственные корпорации. Эти инструменты сегодня недостаточно используются на практике.
Деятельность Росстандарта в области государственного контроля и надзора — чрезвычайно важное направление, которое следует развивать и усиливать. 1 июля 2021 г. вступил в силу Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Необходимо со всей ответственностью подойти к новым возможностям, которые он открывает. Именно современные контрольно-надзорные механизмы помогут выявить и убрать с рынка опасную и фальсифицированную продукцию. Необходимо реформировать деятельность национальной сети федеральных центров стандартизации и метрологии Росстандарта (ЦСМ), значительно усилить их роль на рынке метрологии, испытаний и сертификации. Юрий Борисов предложил Росстандарту подготовить план повышения востребованности ЦСМ, в том числе их лабораторного потенциала, чтобы результаты работы ЦСМ признавались на международном уровне.
Следует добиваться большей результативности деятельности подведомственных институтов Росстандарта в области стандартизации и метрологии. Для реализации этой задачи требуется плотное рабочее взаимодействие между всеми участниками системы технического регулирования. В первую очередь нужно установить эффективное взаимодействие между Минпромторгом России и Росстандартом, четко распределить функции, не забывать, что бязательная сертификация должна стать надежным барьером для некачественной и опасной продукции.
Необходимо также активизировать участие России в работе на площадке ЕАЭС. Юрий Борисов попросил Минпромторг России совместно с Росстандартом подготовить практическую программу реформирования системы технического регулирования на ближайшие 2—3 года. И здесь нельзя забывать про аккредитацию: без результативной системы аккредитации не удастся выполнить поставленные цели по импортозамещению.
Предстоит большая кропотливая работа по усилению роли технического регулирования в развитии российской промышленности. Условия, в которых сегодня функционирует отечественный бизнес (пандемия, закрытость некоторых государств мира, санкционное воздействие практически по всем направлениям), оставляя ют только один вариант развития: двигаться вперед самостоятельно в соответствии с ведущими мировыми трендами. Стандартизация — уникальный механизм, который может как притормозить, так и ускорить развитие, и этим механизмом надо правильно пользоваться. Необходимо плотнее взаимодействовать с потребителями (имеется в виду реальный сектор экономики). Основной заказчик — безусловно, Министерство обороны РФ, тем более что культура, связанная с военными стандартами, пострадала в меньшей степени.
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Ученов в своем выступлении на заседании коллегии отметил достаточно большой объем работ, выполненных в рамках реформы национальной системы стандартизации в последние годы, и остановился на основных задачах, которые стоят перед Росстандартом в настоящее время. Руководитель Росстандарта Антон Шалаев представил краткий отчет об итогах работы ведомства в 2020 г., выделил приоритеты развития на 2021 г.
Прошлый год стал испытанием для всех, в том числе и для Росстандарта. Несмотря на пандемию, работа ведомства не прекращалась ни на один день — даже в самый острый период. Антон Шалаев сообщил о мерах, реализованных в рамках борьбы с COVID-19, в том числе способствующих увеличению производства медицинских изделий, средств индивидуальной защиты. Один из проблемных вопросов — недостаточное информирование предприятий о применяемой при производстве данной продукции нормативно-технической документации. В этой связи с учетом совместных рекомендаций международных организаций Росстандартом принято решение о предоставлении с 3 апреля 2020 г. по запросу любых заинтересованных сторон на безвозмездной основе текстов 52 международных и российских стандартов на медицинское оборудование, аппараты ИВЛ, медицинские маски и т.д. Список расширяется до сих пор, свободный доступ к внесенным в него стандартам сохраняется.
В целях распространения опыта предприятий — изготовителей средств индивидуальной защиты Росстандарт совместно с Минпромторгом России в прошлом году организовал беспрецедентный свободный доступ к стандартам организаций и техническим условиям производителей средств индивидуальной защиты и их размещение на сайте ведомства. Подобная мера уникальна: ни один из национальных органов по стандартизации других государств не смог столь оперативно в тесном сотрудничестве с промышленностью предоставить возможность ознакомления всех заинтересованных сторон со стандартами организаций.
Удалось значительно сократить сроки разработки и принятия документов по стандартизации. Абсолютным рекордсменом за всю историю этого процесса среди отечественных документов по стандартизации стал в 2020 г. стандарт на маску марлевую гигиеническую: весь путь — от идеи до утверждения — занял 116 дней. Это одна из лучших мировых практик.
Ряд мер был инициирован Росстандартом в сфере метрологии и оценки соответствия: для поддержки российских производителей на один год продлен срок действия свидетельства об утверждении типов средств измерений; совместно с Росаккредитацией подготовлены разъяснения в адрес аккредитованных лиц на право поверки бытовых приборов; на шесть месяцев продлено действие одобрения типа транспортных средств и т.д. Силами ученых ФГБУ «НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи» Минздрава России и российских метрологов реализован уникальный (даже по мировым масштабам) проект по созданию стандартного образца инактивированного штамма коронавируса SARS-CoV-2.
Деятельность Росстандарта в 2020 г. подтвердила готовность ведомства к стресс-тесту, продемонстрировала наглядный пример использования метрологии и стандартизации в качестве практического инструмента, направленного на решение стоящих перед государством и бизнесом задач.
Руководитель Росстандарта сообщил результаты работы ведомства по реформированию законодательной базы, сокращению сроков разработки стандартов, цифровизации работ по стандартизации, активизации международной деятельности и др. Антон Шалаев рассказал о достижениях в сфере метрологии, для которой прошедший год стал знаковым: Россия, опередив КНР и США, по итогам 2020 г. заняла первое место в мире по числу измерительных и калибровочных возможностей, зарегистрированных в Международном бюро мер и весов; проанализировал ситуацию в сфере контрольнонадзорной деятельности.
Но впереди еще много работы. По каждому из направлений подготовлен перечень задач на 2021 г. с учетом горизонта планирования до 2025 г. При этом важна постоянная синхронизация принимаемых решений с мнением общества и бизнеса. Позиция Росстандарта должна формироваться на основании совместных консультаций на экспертных площадках: общественном совете, совете по стандартизации. Росстандарт планирует активно сотрудничать с отраслевыми и предпринимательскими объединениями, профсоюзными организациями.
Один из важнейших приоритетов на будущее ― развитие региональных центров стандартизации и метрологии, включающее различные проекты по оснащению государственных испытательных лабораторий современным оборудованием, содействие их экспортному технологическому потенциалу.
Необходимо стремиться к тому, чтобы Росстандарт не был обезличен. Росстандарт ― это не центральное ведомство и даже не система из почти сотни подведомственных предприятий, организаций, учреждений, а в первую очередь ― это 18 тыс. сотрудников ― высоко квалифицированных кадров по всей России. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии вошло в 2021 г. с новой организационной структурой центрального аппарата и территориальных управлений. Административная реформа была проведена таким образом, что ни один компетентный специалист не попал под сокращение. По итогам 2020 г. указом Президента РФ Владимира Путина шесть специалистов системы Росстандарта награждены медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени за большой вклад в развитие науки и многолетний добросовестный труд по созданию претензионной измерительной техники.
В современных условиях перед отечественной стандартизацией стоят новые амбициозные задачи, направленные на кратное повышение востребованности деятельности Росстандарта с точки зрения качества, современности, доступности. Необходимо добиться полной ориентированности работы на конечный результат в интересах государства. Преодоление новых вызовов ― общая задача, и профессионалы должны с ней успешно справиться.
Руководитель Российской системы качества (Роскачества), председатель Общественного совета при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (далее ― Общественный совет) Максим Протасов подробно рассказал о взаимодействии Росстандарта и Роскачества как соратников по формированию национальной инфраструктуры качества и представил основные результаты работы Общественного совета. В прошлом году были обновлены его состав и структура, сформировано семь комиссий, усилена роль комиссий при разработке повестки и подготовке вопросов для обсуждения. Общественным советом утверждены документы для работы в условиях пандемии, в том числе порядок проведения заседаний в режиме видео-конференц-связи (ВКС) (регламент распространен по общественным советам других ФОИВ3). Обсуждались такие резонансные вопросы, как нормативное регулирование и стандартизация строительной отрасли, проект программы национальной стандартизации и результаты ее реализации, по предложениям Общественного совета дорабатывается концепция добровольной сертификации. В соответствии с решением Общественного совета возвращен на доработку законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации».
В текущем году Общественный совет продолжит работать над регулированием контрольно-надзорной деятельности в рамках регуляторной гильотины, нового закона о госконтроле. В приоритете и тема борьбы с контрафактом и фальсифицированной продукцией, а также развитие стандартизации в русле цифровизации.
Аудитор Счетной палаты РФ Андрей Перчян проинформировал участников коллегии о работе Счетной палаты РФ как высшего органа государственного финансового аудита, обратив внимание Росстандарта на необходимость в целях сохранения высокого уровня исполнительской дисциплины укомплектовать подразделение внутреннего финансового аудита, которое, к сожалению, еще не создано; усилить контроль за деятельностью учреждений, находящихся в ведении Росстандарта.
В последнее время Счетная палата РФ не только проводит проверки, но и формирует рекомендации по итогам мероприятий. Они касаются совершенствования нормативной базы, практики учета бюджетных средств, документов стратегического планирования. Задачами Счетной палаты РФ являются также определение эффективности управления и распоряжения федеральными ресурсами; аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей развития РФ.
Росстандарт как ФОИВ в области стандартизации проводит государственную политику в данной сфере и имеет обширную сеть подведомственных учреждений по всей стране, поэтому в планах на ближайшее будущее ― анализ и оценка эффективности его деятельности. Хотя Росстандарт не является прямым участником национального проекта «Международная кооперация и экспорт», в числе его подведомственных учреждений есть опорные испытательные лаборатории, которые наделены правом выдавать по результатам исследований протоколы испытаний со знаком ILAC4. Поэтому в перспективе планируется проведение контрольных мероприятий по вопросу эффективности использования выделяемых бюджетных средств на реализацию мероприятий по развитию и модернизации опорных лабораторий.
Председатель Российского профсоюза работников промышленности Андрей Чекменев представил наиболее важные аспекты социального партнерства с Росстандартом, подчеркнув, что федеральное агентство всегда выступало как социально ответственный партнер. Примером может служить подготовленный с участием Академии труда и социальных отношений национальный стандарт по социальной ответственности, введенный в действие приказом Росстандарта от 29 ноября 2012 г. В конце прошлого года в крайне сложной экономической ситуации, связанной с введением ограничений в рамках борьбы с COVID-19, Росстандарт и профсоюз договорились о продлении отраслевого соглашения на период 2021—2022 гг.
В связи с реорганизацией в системе Росстандарта и профсоюзов Андрей Чекменев указал на важность коллективных договоров, действующих в реформируемых организациях. Они достаточно высоко оцениваются в своих регионах и по некоторым параметрам иногда оказываются выше, чем коллективные договоры тех, к кому эти организации присоединяются, поэтому руководители должны учитывать, что коллективные договоры можно трансформировать только через соответствующую процедуру. В завершение своего выступления Андрей Чекменев подвел итоги второго отраслевого конкурса на звание «Лучшая организация Росстандарта по работе в системе социального партнерства»; победителям были вручены дипломы и грамоты. Результаты выполнения соглашений и представленные на конкурс материалы в очередной раз свидетельствуют о последовательной работе по решению социальных, трудовых вопросов работников, которая проводится в организациях.
Первый заместитель председателя Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, председатель Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России Андрей Лоцманов подробно рассказал о совместной деятельности РСПП и Росстандарта в сфере стандартизации для цифровизации производства. В рамках Комитета при поддержке Росстандарта создан координационный совет по стандартизации для цифровой экономики, в который вошли представители 10 технических комитетов. Эта мера позволит скоординировать процессы разработки стандартов для цифровой экономики.
Андрей Лоцманов заострил внимание на том, что в России уже реализуется ряд успешных проектов по цифровизации (ПАО «КамАЗ», Госкорпорация «Росатом», ПАО «Газпромнефть» и др.), но это пока только локальные инициативы ― в рамках одной компании, одной корпорации. Стране нужна единая платформа, единая программа Индустрии 4.0 Российской Федерации, которая создаст условия для того, чтобы все отрасли, все предприятия общались на одном языке, а следовательно, работали по одним стандартам. Основой этой платформы должны стать программы по стандартизации.
Материал подготовила
заместитель главного редактора журнала
«Стандарты и качество»
Наталья Быкова
18 августа 2021
Новости