Повышение качества товаров и услуг, обеспечение их безопасности для человека и окружающей среды, улучшение качества жизни граждан является приоритетной задачей государства. События 2020 г. это наглядно показали. Локдаун во многих отраслях экономики, связанный с пандемией COVID-19, падение доходов граждан, рост безработицы и, как следствие, усугубление накопленных ранее проблем диктуют потребность в изменениях, направленных на развитие институтов повышения качества российской продукции, внедрение современных стандартов управления производством. О новых требованиях и угрозах, стоящих сегодня перед государством и бизнес-сообществом, о конкретных инструментах развития инфраструктуры качества, которые будут способствовать снижению рисков и использованию вызовов как возможностей, в выступлении на форуме «Всемирный день качества — 2020» рассказал руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) с 09.07.2014 г. по 30.11.2020 г. А.В. Абрамов.
Центральной исторической миссией Росстандарта на протяжении всех 95 лет его работы является борьба за качество: формирование инфраструктуры качества и поддержка всех ее элементов в их сбалансированном развитии. Если систематизировать инструменты инфраструктуры качества, то их можно распределить по четырем ключевым группам. В группу требования входят стандарты, регламенты и процедуры. В группу условия — оборудование, лабораторная база, эксперты. В группу дисциплины — различные виды контроля, надзора, допуски и разрешения. В группу гарантий для всех пользователей инфраструктуры качества входят такие элементы, как ответственность, риски и страхование.
Минпромторг России как координатор деятельности по данному направлению внес существенный вклад в становление инфраструктуры качества: это и законодательное регулирование в части стандартизации, метрологии, и эффективные меры по снижению нелегального оборота контрафактной продукции.
Большая работа в части реализации механизма «регуляторной гильотины», совершенствования законодательства о госконтроле и надзоре проведена Минэкономразвития России. Все это позволяет уверенно двигаться вперед.
Но возникает вопрос: а что дальше? Какие остались проблемы и реализация каких мер будет способствовать их решению? Для ответа на него прежде всего следует определить те области, в которых сегодня качество является центральным элементом и вносит весомый вклад в социально-экономическое развитие страны, регионов, городов и, конечно же, влияет на конкурентоспособность отечественных компаний. Необходимо установить, какие меры требуется реализовать государству: в регуляторной сфере, в вопросах выработки конкретных механизмов поддержки бизнеса, в том числе административных.
Назову пять, на мой взгляд, ключевых направлений дальнейшей работы.
Первое — это тема поддержки экспорта и одновременно защиты внутреннего рынка, потребителей от некачественной продукции. Для решения данной задачи делается многое, в том числе выделяется финансирование на техническое перевооружение лабораторной базы. Это позволит получить мощный инструмент влияния на качество продукции, которая обращается на российском рынке и которая, соответственно, будет поступать на рынки зарубежных стран.
Второе направление ― поддержка лабораторий, которые работают на производстве. У Минпромторга России есть все необходимые инструменты для того, чтобы финансово поддержать такого рода проекты, частично субсидируя затраты отечественных компаний.
Третье большое направление ― цифровая трансформация, сквозная, комплексная. Одна из основных задач, стоящих сегодня перед Межведомственным советом национальной инфраструктуры качества, — определить комплексное направление цифровой трансформации инфраструктуры качества и интегрировать в работу этой сферы существующие информационные системы, что позволит перейти к «умному» регулированию.
Четвертый вопрос, который является определяющим на среднесрочную и долгосрочную перспективу, — кадры. Сегодня, по нашим оценкам, в Российской Федерации в сфере инфраструктуры качества занято порядка 100 тыс. специалистов, потребность в компетентных кадрах с каждым днем растет, поэтому необходимы новые форматы работы. Крайне важно развивать дистанционные формы обучения, использовать современные виртуальные тренажеры для быстрого освоения практических навыков специалистами. Дополнительное профессиональное образование должно включать обязательные программы стажировок, поскольку рынку нужны не просто дипломированные эксперты, а эксперты с реальным опытом работы в соответствующих областях. И, конечно, необходимо консолидировать все учебно-методические инструменты на одной платформе. Такой комплексный подход позволит решить поставленные задачи.
Пятое. Следует, работая на опережение, создавать достаточный запас прочности инфраструктуры качества, что соответствует, в том числе, целям устойчивого развития ООН. Для этого, прежде всего, требуется укрепить законодательные основы. На сегодняшний день незавершенными остались многие нужные и важные законопроекты, которые направлены на совершенствование деятельности и в стандартизации, и в сертификации, и в метрологии, а через Межведомственный совет национальной инфраструктуры качества необходимо эти решения активно продвигать.
Кроме того, важно сформировать условия для долгосрочных инвестиций в инфраструктуру качества, а также возможности для организации государственно-частных партнерств. Мы обязательно будем поддерживать тех частных инвесторов, которые готовы работать и развивать инфраструктуру качества.
И последнее. Для преодоления всех существующих и предстоящих вызовов необходима быстрая обратная связь с рынком. Межведомственный совет национальной инфраструктуры качества может и должен работать более транспарентно, использовать новые формы взаимодействия с профессиональным и бизнес-сообществом для того, чтобы оперативно получать актуальную информацию и эффективно на нее реагировать. Какие бы сложные задачи перед нами ни стояли, мы обязательно найдем правильные решения.
Материал подготовила заместитель главного редактора журнала «Стандарты и качество» Наталья Быкова
10 декабря 2020
Новости