Прилавки магазинов Красноярского края заполнены продукцией, маркированной надписью «ГОСТ», однако нередко на деле оказывается, что это лишь «фишка», призванная привлечь внимание покупателя.
На сегодня к документам по стандартизации, согласно которым изготавливается продукция, относятся в том числе — стандарты организаций (СТО), технические условия (ТУ) и национальные стандарты (ГОСТ).
СТО - это документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг. ТУ – это вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции для исполнения работы, услуги. И СТО и ТУ – это документы, посредством которых изготовитель доводит до потребителя информацию о выпускаемой продукции, о ее назначении, области применения, потребительских характеристиках, безопасном обращении при применении, правилах упаковки, маркировки, транспортировании, хранении, о правилах ее приемки и методах контроля.
ГОСТ – это документ по стандартизации, который разработан техническим комитетом по стандартизации, утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации. ГОСТ, также как СТО и ТУ, содержит характеристики выпускаемого товара, требования к маркировке, упаковке и т.д.
«Продукция, выработанная по ГОСТу, дает определенные гарантии. Допуски в рецептурах там очень незначительные, особенно в сырьевом плане. В основном, используются натуральные ингредиенты — специи, мясное сырье. Продукция, выпускаемая по ГОСТ, как правило дороже, чем изготовленная по ТУ или СТО. У нас достаточно широкая линейка ГОСТовской продукции», - говорит главный технолог ОАО АПК «Уярский» Татьяна Гмыра. «По ГОСТу у нас производится масло, молоко питьевое пастеризованное, сгущенное молоко, йогурты, сметана, творог», - в свою очередь, говорит начальник производства Филимоновского молочно-консервного комбината Елена Охримович.
Еще с советских времен продукция, изготовленная по ГОСТу, была эталоном качества и пользовалась безоговорочным доверием потребителя. Считалось, что товар, который имеет такую маркировку, производится из качественного сырья, по зарекомендовавшим себя технологиям и априори не может быть вредным для здоровья.
Однако в современном мире ситуация кардинально изменилась: главной своей задачей многие товаропроизводители ставят не выпуск качественной и безопасной продукции, а ее продажу. А потому нередко маркировка «ГОСТ», которую мы видим на упаковке, например, колбасы или молока — лишь умелый маркетинговый ход.
«ГОСТ — это государственный стандарт, который устанавливает требования государства к качеству и безопасности продукции. Его цель строго регламентировать производство товаров. До недавнего времени продукция, выработанная по ГОСТу, воспринималась, как гарантия качества и пользовалась безусловным доверием. На сегодняшний день, к сожалению, не вся продукция с данной маркировкой отвечает требованиям нормативной документации» - рассказывает начальник отдела стандартизации и оценки соответствия ФБУ «Красноярский ЦСМ» Татьяна Мельник.
В последнее время проблема качества приобрела очень острый характер – у многих товаропроизводителей погоня за прибылью отодвинула на задний план интересы потребителя, распространилась фальсификация продукции, участились случаи прямого обмана покупателей. Все — ради выгоды, ведь производить продукцию в соответствии с требованиями ГОСТа гораздо дороже.
Но что тогда делать потребителю? Сегодня вся ответственность по выбору качественного продукта ложится только на самого покупателя. Специалисты говорят: в бытовых условиях отличить ГОСТовский товар от «фальшивки с громкой надписью» практически невозможно — разве что по вкусу, да и то не всегда. А вот эксперты сделать это могут. В частности, в Красноярском ЦСМ регулярно проводятся рейтинговые оценки и экспертизы продукции, в ходе которых специалисты, согласно результатам исследований, выявляют некачественную и небезопасную продукцию.
Проблема качества- одна из самых приоритетных проблем в экономике. В современных условиях качество является ключом к успеху в деятельности любого предприятия, любой отрасли. Ведь речь идет не только о безопасности товаров для человека и окружающей среды, но и о степени удовлетворенности запросов и ожидании потребителей. Понятие качества тесно связано с тем, что мы называем благами современной цивилизации, качеством жизни: а это и сохранение окружающей среды, и физическое здоровье, и психологический комфорт человека.
Нередко сами производители стремятся доказать потребителю, что их продукция является качественной и достойной доверия. В крае для этого разработан механизм добровольной сертификации «Красноярское качество». Предприятия, прошедшие добровольную сертификацию, имеют право размещать на упаковке своей продукции Знак качества. Среди таких производителей – ОАО «Молоко» г.Минусинск, ОАО АПК «Уярский», «Филимоновский молочно-консервный комбинат» и ряд других краевых предприятий.
Так что, если вы ищите в красноярских магазинах качественную продукцию, произведенную из натуральных ингредиентов и с соблюдением всех технологий, стоит обращать внимание не только на маркировку «ГОСТ», но и на присутствие Знака качества «Кедровая шишка». И тогда можете быть уверены: в выборе вы не ошиблись.
01 ноября 2016
Новости