Исследования важнейших событий в истории стандартизации и сертификации авиационной техники (АТ) дают возможность увидеть тенденции развития нормирования в отрасли. Их анализ способствует поиску новых путей повышения качества и конкурентоспособности отечественной авиационной техники.
Историю развития стандартизации и сертификации АТ в Российской Федерации можно разделить на три этапа: этап реорганизации, этап модернизации и этап инноваций. При исследовании развития АТ использовались методы сравнительного анализа исторических событий и их последствий.
Этап реорганизаций
Сертификация российской АТ для проверки и подтверждения ее качества была обусловлена Законом РФ от 10.06.1993 № 5151-I «О сертификации продукции и услуг», который установил правовые основы обязательной и добровольной сертификации в РФ.
Создание на его основе российских систем стандартизации и сертификации, введенных в действие в 1993 г., и системы сертификации АТ и объектов гражданской авиации (ГА), введенной в действие в 1994 г., а также системы сертификации на воздушном транспорте РФ, введенной в действие в 1995 г. и усовершенствованной в 2001 г., обеспечило развитие стандартизации и сертификации российской АТ с 2001 г.
В 2001 г. вышли постановление Госстандарта России от 12.04.2001 № 34 «О работе «Системы сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации» и приказ Минтранса России от 17.05.2001 № 88 «О Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации», а также введены в действие Федеральные авиационные правила (ФАП) «Сертификация наземной авиационной техники».
В 2002 г. распоряжением Минтранса России от 24.06.2002 была определена вся номенклатура подлежащих обязательной сертификации видов продукции (товаров, работ и услуг), а также юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов ГВС или авиационной безопасности.
После принятия Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», отменившего действие Закона РФ от 10.06.1993 № 5151-I «О сертификации продукции и услуг» была произведена частичная замена принципа обязательного соблюдения требований технических стандартов принципом соблюдения стандартов на основе добровольной сертификации.
На созданную Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральную службу по надзору в сфере транспорта РФ (Ространснадзор) были возложены контрольные и надзорные функции в сфере воздушного и прочего транспорта, в том числе выдача разрешений (лицензий) юридическим лицам и гражданам на осуществление определенного вида деятельности и осуществление эксплуатационной сертификации в области ГА. Позднее было образовано Федеральное агентство воздушного транспорта РФ (Росавиация), созданное на основе ранее существовавших структурных подразделений Минтранса России и специализированных федеральных органов исполнительной власти, осуществлявших государственное управление в сфере воздушного транспорта в рамках административной реформы. На новую структуру были возложены функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере ГА. В составе Управления организации воздушного движения Росавиации создан специальный отдел радиотехнического обеспечения и сертификации средств и систем.
В 2004 г. вышли постановление Правительства РФ от 16.06.2004 № 284 «Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации», согласно которому функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития авиационной техники и технического регулирования возлагались на Министерство промышленности и энергетики РФ.
Федеральная аэронавигационная служба РФ (Росаэронавигация), образованная Указом Президента РФ от 05.09.2005 № 1049 «О Федеральной аэронавигационной службе», стала специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции: государственное регулирование, контроль и надзор в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации; оказание государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации; организация единой системы авиационно-космического поиска и спасания; управление государственным имуществом, лицензирование и сертификация в установленной сфере деятельности (в том числе сертификация типов систем и средств радиотехнического обеспечения полетов и управления воздушным движением, а также их производства).
Этап модернизаций
В 2005 г. ФГУП «Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации» был разработан специальный технический регламент (ТР) «Об обеспечении безопасности авиационной техники при ее разработке, производстве, ремонте и испытаниях». К сожалению, заказчик (Министерство промышленности и энергетики РФ) и исполнитель не смогли преодолеть разногласия ни по содержанию этого ТР, ни по его концепции ввиду отсутствия систематизированной базы знаний в авиационной отрасли отечественной промышленности и Системы ТР АТ, поскольку он содержал не конкретные числовые технические нормы и требования, а лишь ссылки на ФАП РФ, авиационные правила (АП) Авиарегистра Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и стандарты, без указания конкретных стандартов. Дело в том, что стандарты получили статус рекомендательных документов. Камнем преткновения стало требование ФЗ № 184 «О техническом регулировании» о принципе добровольности подтверждения соответствия всех процессов авиационной деятельности и деятельности в области авиации требованиям ТР, ФАП РФ, АП Авиарегистра МАК, национальных стандартов и иных нормативных правовых документов.
ГОСТ Р ЕН 9100—2011 «Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования», подготовленный ФГУП «Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации» на основе аутентичного перевода EN 9100:2009, разработанного Ассоциацией по стандартизации аэрокосмической и оборонной отраслей промышленности Европы ASD-STAN на основе ИСО серии 9000, позволил установить единые требования к СМК организаций авиационной, космической и оборонной отраслей промышленности.
ГОСТ Р 55252—2012 «Воздушный транспорт. Контроль неразрушающий авиационной техники. Квалификация и сертификация персонала. Основные положения» установил требования к применению, организации и проведению работ по неразрушающему контролю АТ и содержащий рекомендации по организации работ в процессе технической эксплуатации ГВС (отечественного и зарубежного производства).
Этап инноваций
Приказами Минтранса России от 31.01.2013 № 18 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по организации и проведению обязательной сертификации типов систем и средств радиотехнического обеспечения полетов и управления воздушным движением» и Минтранса России от 13.02.2013 № 40 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по организации и проведению обязательной сертификации юридических лиц, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт авиационной техники» была прописана процедура проведения Росавиацией обязательной сертификации организаций, осуществляющих ТОиР АТ и определен перечень документов, представляемых для получения сертификата соответствия и приведены требования к их оформлению.
В этом же году были определены сроки и последовательность административных процедур (действий) Росавиации, его территориальных органов и их структурных подразделений, порядок взаимодействия с юридическими лицами, являющимися потребителями результатов предоставления государственной услуги по проведению в установленном порядке обязательной сертификации юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности.
В 2014 г. остановлением Правительства от 15.04.2014 № 303 утверждена Государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013—2025 годы».
В 2015 г. принят Федеральный закон № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» и утверждена Программа стандартизации в авиационной промышленности на 2016—2020 годы, реализация которой позволит усилить конкурентные позиции российской АТ на внутреннем и мировом рынках. В целях выполнеия требований и положений ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» этой программой предусмотрена разработка национальных стандартов на гражданскую АТ и стандартов Союза авиапроизводителей России, а также предусмотрено аннулирование отраслевых стандартов.
С 2015 г. функции и полномочия по сертификации типовой конструкции ГВС и сертификации авиационных двигателей и воздушных винтов, а также сертификации аэродромов, которые в РФ были возложены на МАК (по постановлению Правительства РФ от 27.03.1998 № 360 «О Федеральных правилах использования воздушного пространства и Федеральных авиационных правилах» и перераспределены Минпромторгу России, Росавиации и Минтрансу России, а российские ФАП, устанавливающие в РФ требования к летной годности ГВС и требования к авиационным двигателям и воздушным винтам, а также требования к охране окружающей среды «…от воздействия деятельности в области гражданской авиации…» утверждаются исключительно Минтрансом России по согласованию с Минпромторгом России, что прежде считалось прерогативой МАК. Поскольку полномочия по сертификации АТ были переданы российским органам исполнительной власти, Росавиация создала Авиарегистр Российской Федерации, но Авиарегистр МАК продолжает выдачу сертификатов типа в государствах СНГ.
Стандартизация и сертификация АТ в рамках функций и полномочий Минтранса России, Росавиации и Минпромторга России обеспечивают повышение соответствия качества сертифицированной АТ требованиям существующих ФАП РФ и АП Авиарегистра МАК, а также технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС) и нормативов Международной организации ГА ICAO при использовании общих ТР ТС и ТР «Об обеспечении безопасности авиационной техники при ее разработке, производстве, ремонте и испытаниях».
Общие ТР ТС обязательны для использования и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов ее производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, поскольку устанавливают требования пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности, а также безопасной эксплуатации и утилизации механизмов и оборудования, безопасной эксплуатации сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, т.е. те требования безопасности, подтверждение соответствия которым необходимо при сертификации АТ в свете текущего реформирования и дальнейшего развития российской системы технического регулирования.
Заключение
Результаты исследований позволили сделать вывод, что тенденцией развития стандартизации и сертификации российской авиационной техники в новом тысячелетии можно считать ее импортозамещение: разработку отечественных конструкций воздушных судов и авиационных двигателей, а также их серийное производство. Стандартизация и сертификация АТ в России обеспечивают развитие гражданской авиации на основе продукции отечественных производителей и способствуют повышению ее качества.
Аделия Юрьевна БУРОВА — старший преподаватель кафедры «Метрология, стандартизация и сертификация» Московского авиационного института (национального исследовательского университета)
10 июня 2020
Новости