Россиян хотят освободить от контроля за точностью квартирных счетчиков. Что это значит?
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) объявило о подготовке поправок в законодательство, которые должны избавить граждан от так называемого «поверочного рабства». Если это предложение пройдет, корректность показаний приборов учета коммунальных ресурсов станет заботой не собственников квартир, а поставщиков этих самых ресурсов или управляющих компаний. Разъясняем, в чем смысл инициативы.
Что случилось?
Росстандарт хочет в 2019 году инициировать изменения в законодательство, которые будут призваны освободить собственников жилья от обязанности самим следить за корректностью показаний квартирных счетчиков. Об этом глава ведомства Алексей Абрамов рассказал в интервью «Российской газете».
По его словам, сейчас ситуация с бытовыми счетчиками «вывернута наизнанку». Руководитель Росстандарта проиллюстрировал это на простом и действительно внешне абсурдном примере: вы приходите на рынок, а продавец яблок или огурцов требует, чтобы у вас при себе были весы. Причем не просто весы, а непременно точные, не допускающие обвеса и обмана.
Кажется смешным, но именно так сегодня нам продают коммунальные ресурсы — прежде всего воду и электричество, а многим уже тепло и газ. Государственная политика в сфере ЖКХ заставила нас обзавестись приборами учета, но при этом законодательство требует, чтобы именно мы следили за точностью показаний счетчиков. В Росстандарте это считают неправильным и предлагают переложить эту ответственность на продавцов ресурсов или тех, кто осуществляет посредничество между ними и нами, — на управляющие компании.
Речь о показаниях счетчиков, которые мы снимаем и передаем каждый месяц?
Нет, снятие показаний приборов учета и то, что специалисты называют поверкой, — это разные вещи. Вашу обязанность каждый месяц вписывать в квитанцию показания счетчиков или передавать их кому надо, например через интернет, пока никто не отменяет.
Что касается поверки, то не случайно многие ошибочно называют это проверкой. С точки зрения специалистов это, возможно, не очень правильно, но зато верно по сути. Потому что поверка — это комплекс специальных действий, цель которых — убедиться, что счетчик не врет и все показывает правильно, не наматывая, скажем, вам лишнее или, наоборот, не оставляя внакладе поставщика. Поверочными мероприятиями занимаются в метрологических центрах (метрология — наука о единстве и точности измерений), которые используют специальное оборудование и специальные методики. Например, с водосчётчиками это можно сделать и в домашних условиях.
Как часто это надо делать?
Каждый прибор учета имеет свой межповерочный интервал. Это тот период, в течение которого прибор считается точным и по окончании которого нужно озаботиться вопросом поверки. У каждого квартирного счетчика есть паспорт. В нем указаны дата первичной поверки на заводе-изготовителе и дата, за которой корректность показаний счетчика уже будет под вопросом. Межповерочный интервал может быть разным и зависеть от типа устройства, но в среднем для счетчика горячей воды — это четыре-пять лет, а для холодной — шесть лет.
Те, у кого счетчики в квартирах стоят уже много лет, знают: как только на подходе окончание «срока действия» прибора учета, коммунальщики начинают напоминать о необходимости поверочных мероприятий. Часто дату следующей поверки можно найти прямо на вашей квитанции: принимая счетчик в эксплуатацию, коммунальщики обращают внимание на эти сведения и хранят их у себя.
Кстати, если вы потеряли паспорт прибора учета, всегда можете обратиться за его данными в управляющую компанию.
Важно понимать, что если предупреждение о необходимости поверки вы проигнорировали, «управляйка», скорее всего, просто перестанет принимать у вас показания «сомнительного» прибора учета. Вас переведут на оплату по нормативам потребления. А это, как уже, кажется, все смогли убедиться, гораздо дороже, чем по счетчику. Так что манкировать обязанностью следить за корректностью показаний счетчиков лучше не стоит.
Другое дело, что практически в 100% случаев в тех же управляющих компаниях советуют просто заменить прибор учета. Стоимость нового счетчика на сегодня — в диапазоне от 500 от 1000 рублей, а купить его можно в любом строительном магазине. Бывает, это действительно гораздо проще и дешевле, чем снимать прибор, нести его в аккредитованный поверочный центр (такие есть не в каждом крупном городе), оплачивать поверку (от 350 до 600 рублей, в зависимости от региона), снова ставить прибор…
Если теперь этим будут заниматься УК и ресурсники, платить за это тоже будут они?
Хороший вопрос, на который нет прямого ответа. Потому что пока нет даже готового текста поправок — на сегодня мы имеем лишь заявление о намерениях от органа-регулятора этой сферы. Нет даже определенности, в чьей именно собственности будут эти приборы учета: собственника квартиры, в общедомовой собственности, которой занимается обслуживающая организация, или в собственности водоканалов. Но нет и никаких сомнений: и в последнем случае заплатим, скорее всего, мы — конечные потребителям услуг ЖКХ. Расходы включат в тариф или распылят по квитанции.
Главный плюс в том, что нас избавят от необходимости покупать счетчики и следить за их точностью.
Единственное, что мы будем обязаны делать, — продолжать ежемесячно снимать и передавать их показания. И по окончании очередного межповерочного периода (который тоже перестанет быть нашей заботой) впускать к себе в квартиру специалиста — скорее всего, для того чтобы он в очередной раз заменил прибор учета. Кстати, будем надеяться, что у коммунальщиков хватит ума на то, чтобы не впадать в кампанейщину, и замену счетчиков они будут проводить не разом и скопом, а по мере приближения дат, указанных в паспортах действующих приборов учета.
Этим могут воспользоваться какие-нибудь мошенники?
Теоретически могут, как, впрочем, и сейчас. Поэтому, во-первых, полезно знать срок действия своих квартирных счетчиков и не пускать на порог тех, кто является к вам с предложением (а то и с требованием) заменить приборы учета. Сейчас этот вид мошенничества кое-где принял такие масштабы, что к жильцам то одна, то другая фирма обращается едва ли не каждую неделю. Если прибор работает и вы знаете дату окончания межповерочного периода, смело отправляйте визитеров куда подальше.
Впрочем — и это во-вторых, — у вас всегда есть возможность навести справки в управляющей компании: как уже сказано, там знают о сроках действия ваших счетчиков и без надобности вряд ли посоветуют поставить новые.
А нельзя уже поставить счетчики, которые не требуют поверки и сами передают показания?
К этому все идет, хотя и не так быстро, как хотелось бы. И это, кстати, не показатель, что Россия отстает в этом вопросе от мировых лидеров приборостроения. Как рассказали Znak.com в пресс-службе Росстандарта, производители, например, электросчётчиков, уже сегодня могут гарантировать, что их приборы проработают порядка 30 лет при межповерочном интервале в 16 лет. При этом разработчики, в том числе отечественные, вплотную приблизились к тому, чтобы межповерочные интервалы таких счетчиков покрывали весь срок их службы.
Кроме того, в России уже есть производители так называемых «умных счетчиков». Их внедрение позволяет вести удаленный сбор и обработку информации и даже автоматически выставлять счета потребителям. Следующий этап — научить приборы самоповерке. Предполагается, что внедренный в прибор функционал самодиагностики позволит в непрерывном режиме отслеживать его технические и измерительные характеристики. И когда это случится, необходимость нынешних поверочных процедур уйдет в прошлое.
Вопрос, как обычно, времени. И, разумеется, цены.
07 февраля 1991
Новости