660064, г. Красноярск, ул.Академика Вавилова, д. 1А
(391) 236-30-80
csm@krascsm.ru
Главная
-
Публикации
-
Новости
-
​Сила места: как в Красноярском крае будут появляться краевые бренды

​Сила места: как в Красноярском крае будут появляться краевые бренды

С 27 июля 2020 года в России начал действовать закон, закрепляющий понятие «географическое указание» места происхождения товара как новый объект интеллектуальных прав, который позволит создавать «краевые бренды», а при определенных условиях, - и бренды Енисейской Сибири. Географическое указание может быть зарегистрировано, если на территории определенного региона или населенного пункта осуществляется хотя бы один из технологических этапов производства товара.

В соответствии с Законом РФ «О географических указаниях» под географическим указанием понимается обозначение, которое идентифицирует товар как происходящий с территории страны, региона или местности на этой территории, где определенные качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением.

Справка: Географическое указание как объект промышленной собственности включает в себя понятие «указание происхождения товара» и «наименование места происхождения товара». Указание происхождения – это наименование, выражение или знак, указывающие, что изделие или услуга имеют свое происхождение в конкретном месте. Указание происхождения не подлежит государственной регистрации. Наименование места происхождения товара – название страны, населенного пункта, местности, географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для географического объекта природными условиями, иными факторами (минеральная вода «Ессентуки», «Боржоми», вино «Бордо»).

Сам закон был принят год назад – все это время потребовалось, чтобы подготовить нормативные акты правительства, что позволят более эффективно реализовать основные требования документы и дать региональным брендом шансы на развитие. В Красноярском крае на сегодня десятки предприятий готовы к брендированию, перед товаропроизводителями открываются новые возможности по продвижению своей продукции. Помощь им готовы оказать специалисты ФБУ «Красноярский ЦСМ».

Источник жизни

Глава ассоциации «Енисейский стандарт» Игорь Домнин отмечает, что «географическое указание» позволит красноярским производителям подчеркнуть уникальность своего товара. «Понятно, что есть раскрученные бренды – тульский самовар и пряник, оренбургский платок, которые имею больше литературно-культурный смысл. Но ведь за всем этим стоит реальный уникальный продукт. Такого больше нет нигде. Поэтому и в Красноярском крае мы должны подчеркивать уникальность наших продуктов. Мы гордимся малой родиной и товарами, произведенными на нашей территории, как патриоты. А потребителю, понятно больше важна не точка происхождения, а уникальность товара», - рассказывает Домнин.

По словам Домнина, одним из первых продуктов, что попадет под понятие «регионального бренда» в крае, должна стать минеральная вода:

«Она ведь не просто из скважины на поверхность выходит. Вода обладает уникальными свойствами, особым составом, присущими только конкретной местности. Поэтому происхождение воды имеет очень важное значение. Задача маркетологов – это подчеркнуть при выводе товара на рынок».

На сегодня пройти процедуру регистрации географического указания готовится «Завод минеральной воды» из поселка Озеро Тагарское Минусинского района. «Тагарская» известна по всему краю и в соседних регионах Сибири. Готовить документы менеджерам предприятия помогают эксперты Центра стандартизации и метрологии. Необходимо подтвердить, что заявитель производит товары, обладающие характеристиками, являющимися условиями предоставления охраны. Сильная сторона предприятия – замкнутый цикл производства – «скважина – водопровод – завод». То есть вода добывается и производиться прямо на месте, чем отличается от ряда «сетевых» марок, когда вода может добываться в одном месте, а разливаться в бутылки в десятках километров от него.

Не только вода

На самом деле в Красноярском крае и других регионах «Енисейской Сибири» сотни локальных марок, близких к тому или уже ставших настоящими брендами. И вода здесь лишь один из товаров, знакомых потребителям. Десятилетиями одним из самых узнаваемых советских брендов была «Филимоновская» сгущенка. Предприятие в Канском районе, выпускающее «брендовое» сгущенное молоко, пережило кризис и сейчас снова «на коне». Более того, география поставок сейчас – от Питера до Приморья. Географическое указание позволит защитить товар, ведь его пытаются подделывать чуть ли не с 90-х годов прошлого века. На Филимоновском заводе утверждают, что пакет документов для регистрации подготовить не сложно, но нужно поддерживать качество продукции - ведь потребитель ждет именно этого и готов платить за него.

Директор Красноярского Центра стандартизации, метрологии и испытаний, доктор биологических наук Василий Моргун отмечает, что потенциальными претендентами на регистрацию являются блюда енисейской кухни. Не секрет, что в России есть запрос на сибирскую гастрономию, знакомы многим туристам и наши деликатесы. Правда есть нюанс. Чтобы получить «географическое указание» требуется разработка стандарта, конкретной рецептуры блюд. В крае же пока вкус и другие характеристики блюда с одним и тем же названием могут существенно отличаться от ресторана к ресторану…

«По моим представлениям, в меню ресторанов, которые используют утвержденные блюда сибирской енисейской кухни, должны быть понятные для посетителей, а особенно туристов, соответствующие значки напротив строчек меню, являющиеся интеллектуальной собственностью местной ассоциации гостеприимства и указывающие на то, что это блюдо соответствует всем исторически сложившимся требованиям к его изготовлению. Такая работа сейчас идет. Первые результаты мы надеемся получить уже в 2021 году», - рассказывает Моргун.

По оценкам директора Центра, в список товаров с географическим указанием также могут войти дикоросы, мед (например, - Балахтинский), материалы и изделия из Ангарской сосны и ели, некоторые виды промтоваров. В крае за последние годы созданы и новые производства – световой техники, прогулочных лодок. Расширению их рынка сбыта может поспособствовать «географическое указание» - «сила места» - известного как в Сибири, так и в других регионах страны.

18 августа 2020

Новости