Союз Красноярского ЦСМ и Агентства развития бизнеса стимулирует развитие малого предпринимательства под краевыми брендами.
Если житель Красноярского края решит заняться предпринимательской деятельностью, задача государства – помочь ему зарегистрироваться, проконсультировать о необходимых действиях на начальном этапе для получения соответствующего статуса, предостеречь от ошибок, «подставить плечо», как финансовое, так и организационное. Именно так считают и в ФБУ «Государственный региональный Центр стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва» (ФБУ «Красноярский ЦСМ») и в АО «Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания» (АРБ).
Что делать? (не по-Чернышевскому)
В этом союзе двух структур у каждой – своя роль, свои задачи. В частности, Центр стандартизации оказывает бизнесу помощь в постановке продукции на производство и организации серийного выпуска.
«Мы осуществляем привязку тех или иных изделий к существующим стандартам. Либо разрабатываем для новых изделий новые стандарты, - поясняет директор ФБУ «Красноярский ЦСМ» Василий Моргун. – Как правило, стандарты предприятий или корпораций несколько отличаются от государственных стандартов, поэтому там нужна собственная стандартизация, а это профессиональное дело. Затем ЦСМ осуществляет помощь предприятию в необходимой сертификации и декларировании для допуска его продукции на конкретный рынок, поскольку в разных странах требования разные».
Сейчас, по мнению руководителя ЦСМ, всё более актуальной становится не помощь бизнесу вообще, а вывод его продукции на конкретный рынок. Когда же продукция окажется на рынке – помогать формировать конкурентные преимущества и сообщать о них потребителям продукции. Например, продукция опережает аналогичную по содержанию полезных биологически активных веществ или не содержит ГМО.
Таким образом, Красноярский ЦСМ сопровождает непосредственно бизнес, производство, а Агентство развития бизнеса обеспечивает финансовую устойчивость, доступ к деньгам с помощью различного субсидирования, кредитования под нормальный процент, лизинга оборудования и т.п.
«Например, мы понимаем, что получение необходимых сертификатов – это дополнительная финансовая нагрузка для предпринимателей, - говорит генеральный директор АРБ Александр Граматунов. – Агентство развития бизнеса компенсирует расходы, связанные с получением таких сертификатов».
Агентство всячески поддерживает в Красноярском крае предпринимательскую активность: проводит круглые столы по актуальным проблемным вопросам, организует образовательные мероприятия, в первую очередь для граждан, планирующих начать предпринимательскую деятельность, для самозанятых. Специалисты АРБ могут предложить типовые бизнес-планы и готовые франшизы.
«В этом случае «входной билет» в бизнес становится намного дешевле, и намного проще начать предпринимательскую деятельность, - уверен Александр Граматунов. – У нас сформирован целый «банк франшиз», где можно за небольшие деньги на льготных условиях получить право заниматься предпринимательской деятельностью по образу и подобию компаний, которые, например, в европейской части России такую деятельность уже успешно развили».
Что в имени тебе моём? (не по-Пушкину)
Франшиза – это готовая бизнес модель со своим брендом, которой за определённую плату могут использовать все желающие. Создание своих брендов в Красноярском крае или даже вообще единого бренда Красноярского края, например, в товарах продовольственного сегмента – это, по сути, первый шаг к созданию своего рода региональной франшизы.
Фактически Красноярский ЦСМ практикует две модели взаимодействия с начинающими бизнесменами. В первом случае специалисты этого госучреждения сообщают предпринимателю, что существует такой-то стандарт на такой-то вид востребованной на рынке продукции (или варианты из «банка франшиз» в АРБ) и предлагают ему помощь в организации соответствующего производства. Во втором случае бизнесмен сам приходит в ЦСМ со своей оригинальной продукцией и просит разработать на неё стандарт.
«Стандартизация предложений предприятий в начале бизнеса – это инновационная модель, конечно, она встречается реже, - констатирует Василий Моргун. – Хотя, если говорить о новых видах продукции или о научно-технической продукции, то без нашей помощи разработчики, как правило, не справляются с выводом своей продукции на рынок. Этот процесс называют коммерциализацией, суть которой – превращение некой разработки или идеи в товар».
Для поддержки такого инновационного бизнеса в Красноярском ЦСМ создано специальное подразделение – отдел поддержки технических разработок. Но в среде малого бизнеса более распространено собирание разных товаропроизводителей с однотипной продукцией под единые бренды.
«Если же мы говорим об экспорте продукции, то правильнее всего говорить вообще об одной торговой марке, которая бы представляла край на соответствующих рынках (если речь идёт о продовольственных товарах), - уверен глава ЦСМ. – Поэтому идея создания брендов, придумывания названий для них, торговых марок и их оформления должна быть реализована с тем, чтобы развивать экспортные возможности малых товаропроизводителей Красноярского края по таким массовым продуктам как мука, растительное масло, кондитерские изделия, мороженое, аквакультура и др.».
В качестве общенациональных крупномасштабных примеров модели создания и развития региональных брендов, которую развивают ЦСМ и АРБ, можно назвать «Объединённую авиастроительную корпорацию» (гражданские и военные самолёты «Ил», «Суперджет», МС, «Су», «МиГ», «Ту») и «Объединённую судостроительную корпорацию» (военные и гражданские верфи от Мурманска до Астрахани, от Хабаровска до Калининграда) в масштабах России. Александр Граматунов и Василий Моргун уверены – в масштабе края надо делать то же самое!
«Потенциал брендирования красноярской продукции у нас очень большой, - полагает Александр Граматунов. – Например, даже за пределами края у многих на слуху «Минусинский помидор», но он пока не представлен на внешних рынках как бренд конкретных продовольственных продуктов. И наша задача совместно с Красноярским ЦСМ выявить и продвинуть местные товары, которые заслуживают брендирования, дополнительного продвижения на экспортных рынках, чтобы получать добавленную стоимость за счёт качества, узнаваемости, за счёт территориальной принадлежности к Красноярскому краю».
Но бренд – это не только и не столько ярлык упаковки. Это реальные достоинства товара, закреплённые в обязательном для производителя стандарте. Чтобы выявить и зафиксировать эти особые качества, нужны профессионалы, мнению которых доверяют потребители. Как раз такие работают в ЦСМ. Но кто будет заказчиком разработки брендов и стандартов и в итоге их хозяином?
«В непродовольственном секторе производства в Красноярском крае и сейчас есть известные бренды, например, холодильники «Бирюса», обогреватели «Теплофон», котлы и водонагреватели ZOTA, акустическая и электроаппаратура ProTone, - перечисляет Василий Моргун. – Но с ними как раз вопрос решается легче, а вот с продовольствием – сложно, потому что в этой сфере необходимо объединение небольших предприятий в крупный кооператив или холдинг, чтобы на зарубежный рынок они выходили под единым брендом. Механизмы такого объединения известны. Единственный неясный вопрос – должен ли этот бренд быть в государственной собственности (например – краевой) или он должен быть частным? Вспомните «Пикру»: замечательный известный в стране бренд, но, к сожалению, он был не региональным, а частным, корпоративным. Когда «Пикра» ушла с рынка, и бренд закончился. Государственная поддержка таких брендов теряет смысл».
Государственная поддержка и субсидирование будут более эффективны, если это будут государственные бренды, которые сохранятся независимо от судьбы конкретных участников рынка. Сейчас ЦСМ и АРБ предлагают бизнесменам следующий алгоритм: предприятие подписывает соглашение о выполнении требований стандарта, разработанного ЦСМ, держателем которого является АРБ, и получает право использовать общий зонтичный бренд для того, чтобы выходить под ним со своей продукцией и пользоваться всеми преимуществами, которые может создать «Агентство развития бизнеса».
«В наше непростое время трудно в одиночку добиться ощутимых результатов. Вся история нашей страны говорит о том, что в непростых ситуациях люди всегда объединялись по какому-то признаку. Или они выпускают одинаковую продукцию, или они территориально близки и им гораздо проще объединить усилия, консолидировать ресурсы, чтобы удешевить производство и вместе выходить на новые рынки. Задача государства – способствовать этому процессу, в том числе за счёт дополнительных мер государственной поддержки», - считает генеральный директор АРБ Александр Граматунов.
18 декабря 2019
Новости