Генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов выступил с инициативой ввести маркировку на воду. По словам главы ведомства, фальсификат этой продукции в некоторых регионах России составляет 80 процентов.
«Самая подделываемая продукция – это вода, которую мы пьем. Нужно обязательно начать маркировку этой продукции», - заявил глава «Ростеха» в ходе доклада Президенту РФ Владимиру Путину по итогам работы госкорпорации за прошедший год.Как известно, Россия не обделена водными ресурсами. И Красноярский край в том числе. Благодаря Енисею, регион получает качественную питьевую воду. По словам специалистов, водопроводная вода в Красноярске не требует дополнительной очистки, то есть она поднимается на поверхность с глубины 20-25 метров практически кристально чистой и готова к употреблению без хлорирования. Тем не менее, согласно требованиям СанПин хлорировать ее все же приходится. Химический состав природной енисейской воды – идеальный для употребления человеком. Её высокие вкусовые свойства отмечены одной золотой и тремя серебряными медалями на дегустационных конкурсах «Чистая вода», а также дипломами Московского фонда защиты прав потребителей и специализированной выставки «Вода и здоровье».
«Для нашего региона процесс маркировки воды не актуален, - говорит профессор, доктор биологических наук, специальный представитель Руководителя Росстандарта в СФО Василий Моргун. - Исследования показывают, что вода, в том числе и водопроводная, у нас хорошая, не содержит никаких примесей. Другое дело, что не все производители бутилированной воды указывают, что они разливают водопроводную воду, и мы в ближайшее время планируем осуществлять по Сибири сравнительные испытания. К недостаткам красноярской водопроводной воды можно отнести пониженное содержание физиологически важных ионов калия и магния, поэтому регион у нас считается магний дефицитным. Но в продаже есть местные артезианские воды с их оптимальным содержанием. Хороши и хакасские воды предгорий Саян – по моему мнению они могут считаться эталонными. Для Енисейской Сибири сегодня актуальным является создание и продвижение брендов воды, как это делает Кавказ, там более 130 зарегистрированных наименований. Наша питьевая вода по своему качеству вполне может составлять экспортный потенциал региона».
Красноярский Центр стандартизации и метрологии проводит до 5 тыс. в год анализов воды из разных источников, в течение многих лет проводит сравнительную оценку состава воды коммерческих торговых марок из Красноярского и Алтайского краев, Новосибирской, Липецкой, Омской, Свердловской, Иркутской областей, Хакасии и Республики Казахстан. Лучшими были признаны бутилированные питьевые воды торговых марок “Лель”, “Алтайский источник”, “Морозовская”.
Требования к бутилированной воде намного строже, чем к водопроводной. При анализе проверяются солевой и газовый состав, наличие токсичных металлов и неметаллических элементов, органические примеси, параметры радиационной и бактериологической безопасности. Каждая качественная бутылка с водой должна быть герметично закрыта, на этикетке должен быть штрих-код, который позволит при необходимости проверить подлинность указанных сведений о производителе. Дата выпуска и номер партии должны быть нанесены машинным (типографским) способом, прочной краской. Они могут наноситься на этикетку, на саму бутылку или на крышку. Этикетка должна быть наклеена машинным способом.«Последние исследования однозначно говорят о том, что вода в стеклянной таре предпочтительнее для употребления, а в пластиковых бутылках содержит примеси микрочастиц пластика, легко проникающих в организм» - поясняет Василий Николаевич.
Сегодня рынок воды в упаковке активно развивается, появляются новые бренды, внедряются новые упаковочные решения. Потребители проявляют высокую степень доверия к упакованной воде, считая ее более полезной, чистой и безопасной для организма. А поскольку вода — это один из самых необходимых элементов для жизни и здоровья человека, контроль за соблюдением параметров ее качества и безопасности при производстве и реализации должен осуществляться со всей строгостью и ответственностью.
«Любая маркировка не имеет смысла без включения в технологию этапа подтверждения качества самой продукции, - отмечает Василий Моргун. - Маркировать – не значит контролировать качество. Любая система маркировки должна включать в себя систему соответствия, основой которой должны являться требования ГОСТ. Надо маркировать не ради подтверждения, что продукт произведен в каком-то конкретном месте или каким-то конкретным товаропроизводителем, а ради подтверждения его качества. И для воды, да, это очень актуально. Но вопрос о качестве в активно продвигаемых системах маркировки разной продукции как-то не звучит...»
И, несмотря на то, что Союз производителей безалкогольных напитков уже выступил против маркировки воды, заявив, что дополнительные инструменты за контролем качества воды, в частности цифровая маркировка, являются избыточными, вопрос по нововведению, предложенному Сергеем Чемезовым, остается открытым.
В любом случае при определении постоянного источника питьевой воды для семьи следует устранять сомнения в ее качестве и безопасности. Для этого можно провести анализ воды, в том числе в лаборатории Красноярского ЦСМ, или ознакомиться с итогами потребительского тестирования на сайте prodnadzor.info (первый в Сибири портал по контролю рынка товаров).
30 июля 2019
Новости