660064, г. Красноярск, ул.Академика Вавилова, д. 1А
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Главная
-
Публикации
-
Новости
-
Органические продукты: кто их проверит в Красноярском крае?

Органические продукты: кто их проверит в Красноярском крае?

Экологически чистые продукты питания становятся всё более популярными среди покупателей и производителей и у нас в стране. Регулировать эту сферу призван Федеральный закон «Об органической продукции», который вступит в силу с 1 января 2020 года.

Новый закон в числе прочего регулирует вопросы сертификации органической продукции и продвижения её на внешние рынки. В этом заинтересованы и аграрии Красноярского края. В первую очередь – малые хозяйства, которые не могут конкурировать в производстве традиционной продукции с крупными сельхозпредприятиями. Для них производство небольших объёмов, но высокорентабельной экологически чистой продукции – реальный способ выживания.

Интересы крестьян и органов сертификации может и должен объединить кластер производителей пищевой органической продукции Красноярского края – считает директор ФБУ «Красноярский ЦСМ» Василий Моргун. Своё видение решения накопившихся вопросов он изложил на заседании профильного круглого стола на XVIII Форуме предпринимательства Сибири в Красноярске.

- Создание кластера как формы отраслевой ассоциации – это очень важный элемент для создания системы сертификации в крае. Дело в том, что серьёзная сертификация, которая даёт основания выходить на региональные и мировые рынки, это вещь достаточно дорогая для тех, кто её проводит. Эти затраты складываются из большого количества дорогостоящего в содержании и эксплуатации испытательного оборудования, сложности подготовки соответствующих специалистов и актуализации испытательной базы оборудования. Поэтому я абсолютно уверен, что без создания кластера как смешанной ассоциации сельхозпроизводителей и сопутствующих структур, ничего не пойдёт. Мы как государственный институт не можем выполнить заказ одного предприятия по сертификации продукции, для нас это будет стоить баснословные деньги. А вот заказ кластера, объединяющего несколько хозяйств, по организации испытаний и сертификации продукции мы сможем выполнить, потому что это уже совершенно другая ситуация и совершенно по-другому делаются расчёты. Этот принцип ассоциативного заказа и совместного выхода на рынок.

- Кроме снижения удельных затрат благодаря «оптовому» заказу на сертификацию продукции хозяйств кластера, какие ещё вопросы может разрешить данное объединение?

- Теперь даже многие сельхозпредприятия пытаются самостоятельно брендировать свою продукцию. Но если у нас в крае наберётся 50 производителей органической продукции, не смогут же они выходить на международные рынки с 50-ю брендами! Это могут быть от силы два, а ещё лучше один краевой бренд.

Возьмите пример «Крайпотребсоюза». В СССР во всех территориях страны существовали свои крайпотребсоюзы и облпотребсоюзы, но на экспорт продукция шла под единым брендом «Центросоюз». Это всё было, и мы сейчас к этому возвращаемся.

- Представим, что после 1 января следующего года (момент вступления в действие ФЗ «Об органической продукции» к вам пришли представители такого кластера с заказом на сертификацию некоего перечня продовольственных товаров, которые они хотят поставить на экспорт. В Красноярском крае есть структура, техническая база и кадры, готовые выполнить этот заказ?

- Во-первых, «Красноярский центр стандартизации и метрологии» вошел в состав российских опорных испытательных лабораторий (всего в России таких пять) для поддержки испытаний в интересах экспорта. В то же время, если мы организуем испытания в интересах экспорта, то и сертификация для внутреннего рынка тоже будет закрыта этими испытаниями. Тем более, что требования европейских и азиатских стандартов зачастую более строгие, чем российские.

Второе важное, что сделал Красноярский ЦСМ, на базе Центра аккредитовал орган по сертификации, который  входит в Национальную систему сертификации, созданную Росстандартом, как оператор и единственный в Красноярском крае имеет право осуществлять оценку соответствия продуктов требованиям ГОСТов. В последние 10 лет органы по сертификации существуют как частные бизнес-структуры.

Система сертификации органической продукции, которая требует оценки соответствия ГОСТу, тоже будет входить в Национальную систему сертификации. Это означает, что у нас уже есть в крае орган по сертификации, который может аккредитоваться на работу с органической продукцией.

- То есть всё готово, и после новогодних праздников закон «Об органической продукции» заработает?

- Не совсем… Орган по сертификации есть, далее для него требуется аккредитация. Но по закону для аккредитации необходимо соблюсти вроде бы простое, но невыполнимое сегодня условие – наличие двух экспертов, имеющих трёхлетний опыт работы в сертификации органической продукции.

Это в духе истории, когда Бог создал Адама, а потом задумался – из чего же создать ему Еву? Так и здесь получилось. Закон принят, все кричат «ура!», но экспертов-то нет! А до вступления закона в силу осталось три месяца...

Поэтому я и обратился на Форуме предпринимательства к коллегам из краевой исполнительной власти. Требуется инициатива субъекта федерации, чтобы упростить требования к экспертам в сравнении с существующими требованиями.

Одновременно мы пытаемся договориться с нашими коллегами в Европе (в частности – в Чехии), заинтересованными в продукции Красноярского края, чтобы у нас в органе по сертификации появились их представители. Они бы начали здесь работу для получения европейских сертификатов по органической продукции с тем, чтобы через три года наши специалисты получили соответствующий опыт согласно требованиям, предъявляемым  Федеральной службой по аккредитации. Решение вопроса  зависит от нашего правительства, в частности Минэкономразвития.

Другим «обходным путём» является получение нашими товаропроизводителями импортных сертификатов. В соседней Томской области органическая сертификация продукции выливается в достаточно большие деньги за счет привлечения экспертов из Европы. Конечно, это неправильно!

- Под натуральным, органическим продуктом потребитель и у нас, и за рубежом понимает в первую очередь то, что выросло естественным путём, а не как «изделие» аграрной индустрии. В таком контексте самые органические продукты – это дикоросы?

- С дикоросами как раз всё непросто, нет никаких стандартов и систем их сертификации. Федеральный закон «Об органической продукции» сегодня исключает из этой продукции дикоросы как в сыром, так и в переработанном виде. Мы сейчас пытаемся выяснить в европейской системе сертификации, входят ли у них дикоросы в органическую продукцию.

При рассмотрении вопросов экспорта дикоросов возникает и сопутствующий вопрос брендинга. Любые бренды, включающие в себя определение «organic», вероятно, будут попадать под действие соответствующего ФЗ. Вероятно, нужно будет исключить использование в бренде слово «organic». Пусть это будет, например, «Wild Siberia» или какая-то другая Сибирь. Это мы можем сделать уже сейчас и в рамках существующей добровольной системы начать сертификацию продукции из дикоросов для поставок на внутренний рынок. Позиционирование товара требует времени. Чем раньше мы его начнём, тем лучше.

И уж коль скоро я заговорил о брендах… Конечно же, в продвижении органической продукции Красноярского края хотелось бы отличаться от российской Европы хотя бы потому, что наше производство натуральных экологически чистых продуктов построено на традиционной экстенсивной технологии. В Сибири и в Красноярском крае имеются большие территории для организации выпаса скота и севооборота, что, безусловно, ставит нас, как производителей органической продукции, в преимущественное положение по сравнению с другими территориями.

Бренд этот будет относиться по Гражданскому кодексу либо к системе географических указаний, либо к наименованию места происхождения товара, например, «Минусинский помидор» или «Сухобузимская мука». Понятно, что под брендом «Минусинский помидор» мы будем реализовывать большинство помидоров Красноярского края (я уже говорил, что брендов не может быть много), а под бренд муки с каким-то географическим наименованием мы будем всю муку в потребительскую тару упаковывать, как делает Алтай со своим единым известным брендом «Алтайская мука». В этом смысле мы пытаемся начать работу с некоторыми товаропроизводителями, которые, на наш взгляд, имеют хороший потенциал.

Если мы научимся успешно брендировать хороший продукт и официально регистрировать такие вещи, тогда у нас на рынке появится достаточно большое количество популярных узнаваемых краевых брендов к тому моменту, когда мы досконально разберёмся с системой сертификации органической продукции и начнём продвигать её на экспортные рынки.

25 октября 2019

Новости

-->