Платежи за коммунальные услуги составляют основную часть расходов при оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Коммунальные и жилищные услуги — не одно и то же. Важно помнить, что в коммунальные услуги входит передача коммунальных ресурсов потребителям в жилых и нежилых помещениях, в том числе на земельных участках. В жилищные услуги входит управление многоквартирным домом, а также содержание и ремонт общего имущества жильцов.
Всего коммунальных услуг семь: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), отопление, электроснабжение, газоснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами (вывоз мусора). Перечень получаемых потребителем коммунальных услуг зависит от технических характеристик многоквартирного дома, степени его благоустройства и текущих изменений в законодательстве.
За качество коммунальной услуги у потребителя отвечает исполнитель коммунальной услуги. В роли исполнителя могут выступать, как управляющие организации, ТСЖ, кооперативы, так и ресурсоснабжающие организации. При этом потребителю следует знать, что согласно Правилам оказания коммунальных услуг, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу в необходимых объемах и надлежащего качества. Также, потребитель имеет право потребовать перерасчет в случае, если коммунальная услуга оказывалась ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
Существуют основные требования к качеству коммунальных услуг и к допустимой продолжительности их перерывов: