Он не имеет запаха, цвета и вкуса. Но на его долю приходится более половины дозы радиоактивного излучения, которую человек получает за всю жизнь.
Источники радиации вокруг нас могут быть как естественными, так и техногенными. Порядка 10% приходится на космическое излучение, 12% на медицинские источники (рентген и прочие исследования). Различные природные изотопы добавляют в общую картину ещё порядка 26%. Остается ещё более 50%. Воздействие этой радиации как раз и можно минимизировать, но чтобы победить врага, надо знать его в лицо. Это радон.
До 1900 года о радоне никому ничего не было известно. Но именно в этом году английский физик Эрнест Резерфорд (человек, который обнаружил альфа- и бета-лучи и предложил миру планетарную модель атома) сообщил коллегам об открытии некого нового газа, химического элемента с определёнными свойствами, о существовании которого ранее никто не подозревал.
В нашем случае речь идет по крайней мере о двух газах радоновой группы: радон -222 и радон-220 (тарон). За счет этих двух газов любой человек в течении всей своей жизни получает львиную долю облучения.
Радон образуется в процессе природного распада урана, который обнаруживается во всех видах горных пород, в почве, в воде. Альфа-частицы, испускаемые радоном, это невидимые, но коварные враги. Они несут в себе огромную энергию, это «тяжёлая крупнокалиберная артиллерия», наносящая наибольший вред организму. Обычная одежда достаточно хорошо защищает человека от такого типа радиации, но опасность кроется в попадании радона в дыхательные пути, а также в желудочно-кишечный тракт.
«Опасен не сам газ, а продукты его распада, вещества мелкодисперсные и радиоактивные: висмут, полоний, свинец. Там, где есть радон, они всегда будут присутствовать в воздухе», - поясняет кандидат технических наук, инженер 1 категории Испытательного центра Красноярского ЦСМ Сергей Кургуз.
Радиоактивный газ радон распределён по территориям неравномерно. Сегодня составляются географические карты активности радона. Однако даже на одной территории, в каждом конкретном её месте, концентрация газа может различаться в несколько раз и порой многократно превышать предельно допустимую. Кроме того, результаты замеров концентрации радона могут меняться с течением времени.
«Прогнозные карты радоноопасности, в частности для города Красноярска есть. Если в любой поисковой системе вбить «Карта радоноопасности Краснояска» - выскочит несколько ссылок которые можно посмотреть, - уверяет Сергей Кургуз. – Такие карты дают наглядное представление о присутствии радона на территории Красноярска. Места, где его концентрация наиболее высока, обозначены цветом».
Но что делать со всеми этими знаниями? Например – строителям, которые решили возвести многоквартирный жилой дом в живописнейшем месте, а там повышенное содержание радона в почве. Значит нельзя строить?
Можно – отвечают специалисты, но только если строить с умом! В проект должны быть внесены изменения направленные на защиту дома от потенциально опасного газа. Прежде всего, внимание уделяют вентиляции внутри здания и применению вентилируемых фасадов. При необходимости грунт под зданием специально уплотняют, возможно, также применение особых геомембран и строительство противорадоновых коллекторов.
В большинстве случаев воздействию радона люди подвергаются именно в жилых помещениях. Газ поступает через щели или неплотности на стыках полов и стен, незакрытые технологические отверстия, поры в стенах, а также через дренажные системы и канализационные коллекторы.
Существуют недорогие и простые способы замера уровня радиации в жилых помещениях. Если у вас закрались сомнения по поводу безопасности вашего жилища, то пригласить специалистов для измерения уровня радона в воздухе или воде можно и на дом. Специалисты Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае, Республики Хакасия и Республики Тыва (Красноярского ЦСМ) могут измерить как радиационный фон в помещении в целом, так и излучение от отдельных предметов, которое нередко в разы превышает общий фон.
Помимо мониторинга воздуха, специалисты проводят исследования питьевой воды. Во многих странах она поступает из подземных источников, где концентрация радона, как правило, выше, чем в поверхностных источниках, таких как водохранилища, реки или озёра. Наиболее уязвимы к воздействию «водного» радона жители частного сектора с собственными скважинами, а вот жителям многоквартирных домов, подключённых к центральному водоснабжению бояться нечего. Дело в большой протяжённости трубопроводов в современных мегаполисах.
«Вода проходит десятки километров до потребителя, на этом пути радон в ней активно в нем перемешивается и улетучивается», - заверяет Сергей Кургуз.
Бесспорно, радиоактивные элементы и радон в частности несут потенциальную опасность здоровью человека, но впадать в панику из-за этого точно не стоит. Существуют проверенные способы измерения силы воздействия ионизирующих частиц, и методики по уменьшению этого воздействия. И всеми ими владеют специалисты Красноярского ЦСМ.