660064, г. Красноярск, ул.Академика Вавилова, д. 1А
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Главная
-
Публикации
-
Публикации
-
Мониторинг качества товаров как эффективный метод контроля потребительской продукции

Мониторинг качества товаров как эффективный метод контроля потребительской продукции

Вал фальсифицированных потребительских товаров, заполонивших рынок Красноярска 15 лет, назад стал побудительным мотивом для начала инициативного проведения их мониторинга Государственным региональным центром стандартизации, метрологии и испытаний (ЦСМ). С тех пор в городе постоянно проводятся испытания и экспертиза качества различных потребительских товаров, по большей части продовольственных, реализуемых предприятиями розничной торговли, с последующей публикацией данных в виде рейтингов качества.

На рынке присутствует огромное количество разновидностей отечественных и импортных товаров со всеми возможными отклонениями от привычных еще советских стандартов. Появилось множество фальсификаций.

Итогом внедрения № 184‒ФЗ стало свертывание публичной стандартизации путем замены ГОСТов на внутренние стандарты, известные как ТУ — технические условия. Начала расцветать недобросовестная конкуренция, поскольку качественные товары в отсутствие твердых ориентиров качества стали проигрывать фальсифицированным по цене и спросу.

В такой ситуации мониторинг качества с доведением результатов до широкого круга потребителей мог в какой-то мере сориентировать их при выборе товаров и способствовать возникновению здоровой конкуренции между изготовителями и продавцами.

Мониторинг потребительского рынка в качестве института контроля был предусмотрен еще № 29‒ФЗ[1] (ст. 14) и возложен на  Роспотребнадзор. Постановление Правительства № 883 содержит положение о проведении мониторинга и рекомендации органам власти субъектов федерации по осуществлению этой деятельности. Тем не менее в публичном информационном пространстве никаких систематизированных сведений о состоянии региональных рынков, полученных с помощью этого инструмента, с тех времен замечено не было. Уполномоченные структуры сосредоточились на надзорных мероприятиях.

Правовая основа инициативного мониторинга товаров, проводимого ФБУ Красноярский ЦСМ путем сравнительных оценок качества, была подкреплена № 38‒ФЗ, в котором, в частности закреплено положение о том, что результаты исследований и испытаний продукции не являются рекламой (ст. 2, п.2.3). Данная норма открыла возможность широкой публикации материалов исследований, что обеспечило высокий интерес всех видов СМИ к мероприятию.

Итоги мониторинга подводятся в форме публичного обсуждения экспертами результатов инструментальных исследований и органолептических оценок в присутствии представителей СМИ и общественных организаций. Эта процедура утверждена в виде внутреннего регламента Красноярского ЦСМ. По замыслу организаторов, результаты мониторинга в виде сравнительных оценок качества должны через средства массовой информации обеспечивать информирование потребителей, товаропроизводителей, органов по сертификации и надзорных инстанций. Предполагалось, что достоверная информация о качестве продуктов будет способствовать формированию потребительских предпочтений, выдавливанию с рынка недобросовестных производителей и, тем самым, помогать созданию нормальной конкуренции.

Справедливость этих предположений подтвердилась. Только в 2017 г. в различных СМИ вышло 880 публикаций и сюжетов по результатам оценки качества и безопасности товаров. В условиях резкого сокращения надзорных мероприятий, связанного, в том числе, с принятием № 294‒ФЗ, введением моратория на проверки новых предприятий, ограничения плановых проверок, мониторинг приобрел еще большее значение.

В настоящее время планирование надзорных мероприятий происходит на основе риск-ориентированного подхода, при котором продавцов изначально относят к разным категориям риска и в ряде случаев отказываются от плановых проверок, ориентируясь на жалобы потребителей. Ясно, что для объективной оценки риска должна использоваться полная картина положения с качеством продукции на рынке, которая не может быть создана только по наличию жалоб покупателей. В такой ситуации мониторинг оказывается очень эффективным способом получения достоверной информации.

За 2007‒2017 гг. было исследовано 1476 образцов пищевых и 146 образцов непищевых продуктов, представляющих 34 группы товаров (в т.ч., %: молочная продукция — 23, мясная — 22, алкогольная — 15, рыбная — 10, масложировая — 5, безалкогольные напитки, соки и вода питьевая — 10, кондитерские изделия — 4, мука и хлебобулочные изделия — 3, прочие товары — 10). Закупка образцов товаров производилась в сетевых магазинах Красноярска комиссией из специалистов ЦСМ. Испытания продукции выполнялись в аккредитованных ИЦ, а также в научно-исследовательских лабораториях Института биофизики КНЦ СО РАН.

Динамика результатов оценки основных групп продукции за 10 лет показана на рис. 1 в виде процента объединенных по разным группам несоответствий требованиям стандартов.

Подытоживая результаты можно заключить, что за десять лет отчетливых тенденций улучшения качества в продовольственной группе товаров  не выявлено. Обращает на себя внимание эффект улучшения качества, видимый на границе 2013‒2014 гг., что, вероятно, связано с сокращением импорта на фоне международных санкций. Поскольку оценивалась и продукция отечественных товаропроизводителей, можно связать данное явление (которое за три последующих года практически нивелировалось) с их попытками закрепиться на вновь открывшихся рынках за счет повышения качества выпускаемой продукции. При этом уровень несоответствий во все годы оставался критически высоким. Очевидно, что при таком их уровне на рынке возникает существенное давление на цены добросовестных производителей и эффект вымывания качественных товаров. Рис. 2-4 показывают годовую динамику и структуру несоответствий по основным категориям продуктов.

В задачи мониторинга не входило выявление и анализ каких-либо тенденций в системе показателей качества, хотя такие тенденции по его результатам могут проявиться. Он призван работать «on line» на информационный эффект, целью его является переориентация и формирование устойчивых потребительских предпочтений в пользу качественной продукции или продукции с оптимальным соотношением качества и цены. При рейтинговом распределении исследованных продуктов в последние годы мы, наряду с количеством экспертных баллов, учитывали и стоимость единицы продукции, путем пересчета баллов на розничную цену. Пересчет показал, например, что в дорогих сегментах такой социально значимой группы мясных полуфабрикатов как пельмени регулярно происходило снижение качества.

Оценки ЦСМ и отзывы предприятий показали, что однажды опубликованная информация о некачественных товарных позициях приводит к снижению уровня продаж на десятки процентов (в среднем до 30). Повторное в течение полугода выявление несоответствий приводит к стойкому эффекту и необходимости пересмотра производственных или маркетинговых программ предприятия.

При проведении мониторингов, как правило, выбираются наиболее социально значимые позиции из продуктовой линейки конкретного производителя/бренда. В результате информация о качестве только одного продукта оказывает влияние на отношение покупателей ко всему бренду. Это свойство мониторинга позволяет минимизировать закупки исследуемой продукции, сохраняя высокий информационный эффект. Для того, чтобы данные о результатах мониторинга были доступны потребителям постоянно, в 2008 г. был создан сайт «Проднадзор.Инфо», систематизирующий полученную от экспертов и жителей края информацию о качестве потребительских товаров.

Помимо прямого воздействия на потребительское поведение, мониторинг имеет и отложенное, связанное с корректировкой деятельности предприятий — изготовителей продукции, надзорных инстанций, властных структур и органов по сертификации. Для упомянутых инстанций письма, рассылаемые ЦСМ, являются дополнительным официальным источником информации о качестве потребительских товаров.

С 2013 по 2017 гг. Красноярский ЦСМ провел 116 мероприятий по оценке качества. По их итогам были направлено писем: предприятиям изготовителям и торговым сетям — 620, управлениям Роспотребнадзора — 118, управлению Россельхознадзора по Красноярскому краю — 1, Министерству сельского хозяйства края — 102, Министерству промышленности и торговли края — 85, ЦСМ Сибири — 23, органам по сертификации — 20. За тот же период было получено 56 ответов от изготовителей и ритейлеров. При этом предприятия, особенно крупные, активно шли на контакт, организовывали встречи с обсуждением мер по исправлению ситуации. В подавляющем числе случаев реакция предприятий была позитивной. Ответственные работники предприятий из других регионов даже приезжали в Красноярск для обсуждения проблем качества.

Отношение представителей Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к полученной информации можно охарактеризовать как формальное. В итоге в течение всего периода проведения мониторингов они не смогли выработать эффективного способа реагирования на предоставленную информацию, относясь к ней как к разновидности жалоб потребителей и формулируя дополнительные (как правило, нереализуемые) условия для инициирования проверок. Имелись примеры адекватного реагирования на результаты мониторинга, например со стороны профильных подразделений полиции и следственного комитета, которые делали дополнительные запросы с целью проведения оперативных мероприятий.

Итоги взаимодействия с надзорными инстанциями (как и десятилетние итоги деятельности некоторых из них) позволяют сделать вывод о необходимости активного развития системы мониторинга рынка в качестве эффективной альтернативы надзорным мероприятиям и в качестве основного источника информации в рамках реализации риск-ориентированного подхода к надзору.

Поскольку итоги мониторинга не имеют административных последствий для предприятий, он может быть признан инструментом мягкого рыночного воздействия. Его эффективность определяется влиянием на потребительские предпочтения покупателей и может быть очень высокой. Учитывая возможность оперативного совершенствования исследовательских методик при проведении мониторинга, можно говорить о перспективности этой формы контроля потребительского рынка в условиях опережающего развития технологий фальсификаций по сравнению со стандартизованными методиками надзорных испытаний.

В последние годы ЦСМ  проводит мониторинг качества не только продовольственных, но и промышленных товаров. Ниже приведены  результаты испытаний некоторых товаров.

Результаты мониторинга

Мониторинг проводится согласно плану и заявкам, поступившим на сайт «Проднадзор.Инфо» в целях повышения качества и безопасности продукции, реализуемой на территории Красноярского края, а также для разработки мер по предотвращению поступления на потребительский рынок некачественных и небезопасных товаров. Далее представлены результаты мониторинга подушек, женских колготок и мужских носков. Все изделия оценивались на соответствие требованиям НД по безопасности, органолептическим показателям и маркировке.

Качество товаров определяет комиссия, в которую входят эксперты ЦСМ,  представители общества защиты прав потребителей, органов власти, науки, предприятий – изготовителей.

Образцы подушек оценивались по следующим показателям безопасности: содержание свободного формальдегида, устойчивость окраски материала к стирке, поту, сухому трению, интенсивность запаха, уровень напряженности электростатического поля на поверхности изделия; кроме того, определялся состав наполнителя, состав материала верха, прокладочных материалов, линейные размеры изделия. При органолептической оценке внешнего вида проверялось качество пошива, наличие пороков внешнего вида материала, равномерность распределения наполнителя. По маркировке образцы оценивались в части указания на товарном ярлыке, упаковке наименования продукции, страны-изготовителя, предприятия-изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица, юридического адреса изготовителя или продавца, или уполномоченного лица, размера изделия, состава сырья, единого знака обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза, даты изготовления, символов по уходу за изделием и др. в соответствии с требованиями ТР ТС 017/2011 и ФЗ РФ № 2300-1.

Установлено, что из шести исследованных образцов пять соответствует требованиям ТР ТС 017/2011 по показателям безопасности и только один не соответствует — фактическое значение устойчивости окраски материала верха к сухому трению составило 2-3 балла при норме не менее 3. Органолептическая оценка качества изготовления выявила нарушения в двух случаях. И ни один из образцов не промаркирован в полном соответствии с требованиями нормативной документации.

Была произведена рейтинговая оценка колгот женских упругостью 40 den, производства России, Беларуси, Хорватии, Сербии и Швейцарии. При этом некоторые торговые марки принадлежат итальянцам. Однако вовсе не «итальянские» колготы возглавили рейтинг — самой прочной оказалась швейцарская и сербская продукция.

В ходе рейтинговой оценки носков мужских определялись показатели качества и безопасности, полнота маркировки. Пять образов сняты с рейтинговой оценки из-за несоответствия требованиям ТР ТС 017/2011 по показателям безопасности, два — из-за несоответствия по составу сырья (отсутствие в составе хлопка). Кроме того, при органолептической оценке некоторых изделий было выявлено низкое качество обработки шва мыска, а маркировка части изделий не соответствовала требованиям нормативной документации.

По результатам рейтинговой оценки установлено: из девяти образцов носков мужских пять не соответствуют НД по биологическим показателям безопасности (устойчивость окраски к стирке, к поту, к сухому трению), восемь — по составу (например, в двух случаях изготовителем заявлен хлопок, который фактически отсутствует).

Таким образом, в результате более чем десятилетней практики мониторинга потребительского рынка Красноярским ЦСМ отработаны нормативные, технологические и организационные стороны процесса, что дало возможность для широкого распространения и копирования его в целом или в виде отдельных его элементов, в том числе в системе Роскачества. За годы реализации инициативы возникло устойчивое восприятие данных мониторинга со стороны потребительского сообщества и заинтересованных надзорных органов. В Красноярском крае мероприятия по мониторингу рынка сыграли положительную роль в оздоровлении рынка и продвижении региональных торговых марок.

В рамках Программы развития национальной стандартизации 2017 года Российский институт потребительских испытаний разработал первую редакцию стандарта «Закупка образцов для проведения потребительских испытаний продукцию Руководство по добросовестной практике». Становление новых рыночных институтов контроля качества товаров будет активно продолжаться.

23 ноября 2018

Новости

-->