Система госзакупок в нашей стране действует уже не первый год и хорошо себя зарекомендовала, однако, как показывает практика, не все предприятия могут преодолеть барьеры для вхождения на этот рынок. Так, по результатам проведенного в крае анализа закупок за прошлый год, доля победителей из числа местных товаропроизводителей составляет меньше одного процента. Эту проблему, а также методы совершенствования системы государственных закупок представители власти, руководители краевых организаций, товаропроизводители обсудили на рабочем совещании под председательством заместителя председателя правительства Красноярского края Алексея Подкорытова. Одним из инициаторов конструктивных идей и предложений выступил директор Красноярского ЦСМ Росстандарта Василий Моргун.
«Государственные и муниципальные закупки на территории Красноярского края могут составлять до 10% регионального рынка товаров и услуг, было бы логично, чтобы как можно больше местных товаропроизводителей могли быть на нем представлены. Поскольку главными причинами столь малой доли победителей госзакупок из числа краевых предпринимателей назывались высокая себестоимость производства товара, значительные затраты по логистике и большие объемы закупок, на совещании был обсужден вопрос о создании ассоциаций, логистических центров, - рассказал Василий Моргун. - Красноярский центр стандартизации и метрологии может взять на себя консолидирующие и организационно-технические функции в вопросе организации деятельности ассоциаций, поскольку у нас есть соответствующий опыт. ЦСМ уже объединял на договорной основе товаропроизводителей молочной продукции, создав, по сути, ассоциацию. Объединение предприятий легкой промышленности, мебельного производства может осуществляться на основе общих интересов в организации испытаний и сертификации продукции в создаваемой Национальной системе сертификации (НСС)».
Еще одной мерой для выравнивания шансов участников рынка госзаказа является создание перечня товаров, производимых местными товаропроизводителями. Участники рабочего совещания обсудили вопрос формирования подобного реестра с указанием кода из каталога товаров, работ, услуг, на основании которого Агентство госзаказа Красноярского края подготовит нормативно-правовые акты губернатора и правительства края, устанавливающие, к примеру, обязательство заказчиков при расчете начальной максимальной цены контракта запрашивать и использовать ценовые предложения у производителей, находящихся в перечне; или рекомендующие заказчикам при осуществлении закупок малого объема по прямым договорам товаров, включенных в перечень, приобретать продукцию у краевых товаропроизводителей.
«Красноярский ЦМС уже ведет подобный реестр товаров, производимых в Красноярском крае и Сибири, в виде так называемых каталожных листов продукции. Мы готовы на основе нашей работы создать Перечень продукции, поставляемой для краевых и муниципальных нужд, - подчеркнул директор Красноярского ЦСМ. - На сегодняшний день в нашем каталоге товаров Красноярского края зарегистрировано 3200 наименований, в то время как по Сибири - 37180 видов продукции».По мнению Василия Моргуна, создание таких реестров позволяет осуществлять кооперацию между поставщиками, а для государственных заказчиков это ориентир того, где можно приобретать те или иные виды товара.
Закономерно, что одним из самых оживленных диспутов стало обсуждение мер по обеспечению качества поставляемых товаров местных предпринимателей. «На мой взгляд, стоит подумать о развитии сюрвейерских услуг, заключающихся в комплексной экспертизе на стадии приемки товара, - отметил Василий Моргун. - При сложной логистике такой комплексный подход будет гарантировать не только качество товара, но и соблюдение условий хранения и транспортировки товара. Красноярский ЦСМ располагает необходимой базой для проведения таких экспертиз».
В ходе встречи Агентство государственного заказа Красноярского края выступило с инициативой рекомендовать заказчикам при проведении конкурсов с ограниченным участием использовать в качестве нестоимостного критерия оценки качественных характеристик товара наличие сертификата системы «Красноярское качество», держателем которой является Красноярский ЦСМ. Качество сертифицируемой продукции в этом случае обеспечивается сопровождением товара, с определенной периодичностью контролируется процесс производства, проводится экспертиза уже произведенных товаров. Нужно отметить, что часть краевых производителей уже имеет такие сертификаты.
«В 2018 году после года пилотной работы вводится в действие Национальная система сертификации (НСС), в рамках которой производители на принципах добровольности могут подтвердить соответствие качества изготавливаемой ими продукции и оказываемых услуг национальным стандартам (ГОСТам), - пояснил директор Красноярского ЦСМ. - Если учесть последние требования ФЗ-44, где в качестве стандартов поставок могут использоваться только ГОСТы, то целесообразно войти в реестр качественных товаров НСС, оператором которой является ФГУП «Стандартинформ». Сейчас в этом реестре около 300 наименований товаров России. Вхождение в реестр даст местным товаропроизводителям нормативные преимущества при поставке продукции. Со своей стороны Красноярский ЦСМ обеспечит краевым предпринимателям оптимальные условия вхождения в НСС».
Подводя итог рабочей встречи, участники еще раз подчеркнули перспективность увеличения доли местных производителей в государственных и муниципальных закупках, поскольку все условия для этого есть.
«Продукция Красноярского края вполне конкурентоспособна и обладает определенными преимуществами, например, при переходе на закупку разливного молока и охлажденного мяса вместо замороженного, - считает Василий Моргун. - Подобные условия позволили бы местным товаропроизводителям поставлять свежую продукцию в краевые учреждения социальной сферы, что целесообразно не только с точки зрения логистики, но и физиологии питания. К сожалению, зачастую такого рода небольшие, особенно районные, поставщики не способны обеспечить большой оптовый спектр поставок. Этот барьер исключает всех, кроме крупных оптовиков, из числа участников конкурса. Если учесть информацию аудиторской проверки Счетной палаты РФ за 2017 год, в которой говорится о том, что более 96% закупок госкомпаний и госпредприятий проводятся на неконкурентной основе и только 3,6% осуществляется «путем проведения конкурсов и аукционов в соответствии с требованиями гражданского законодательства», то становится совершенно ясно, что подобный перекос в сторону крупных поставщиков должен быть устранен путем снятия барьеров и создания необходимых условий для активного увеличения доли местных товаропроизводителей в выполнении госзаказов».
21 мая 2018
Новости