Появление в России региональных стандартов будет способствовать развитию промышленности и появлению новых местных брендов, с потенциальной возможностью конкурировать с транснациональными корпорациями на региональных рынках.
Проблема локализации стандартов рассматривалась в ходе стратегической сесии Росстандарта, посвященной развитию ведомства и стандартизации в стране в период до 2025 года.
По словам специального представителя руководителя Росстандарта в Сибирском Федеральном округе, главы ФБУ «Красноярский ЦСМ» Василия Моргуна, сегодня в России существует запрос на подготовку региональных стандартов – как части большой национальной системы стандартизации. Появление таких стандартов позволит выводить на рынок новые бренды качественной местной продукции. Эта практика подобная той, что существует в ряде европейских и азиатских стран.
«Очевидно, что наименование места происхождения товара и географическое указание подразумевают соответствующую стандартизацию и оценку соответствия, что и предполагается в виде специальной процедуры идентификации, право на которую планируется передать с федерального на региональный уровень. Субъектами для организации такой работы могут быть министерства экономики регионов. Таким образом, речь идёт о создании новой (регионального уровня) стандартизации товаров, без которой невозможна процедура идентификации. При этом географическая привязка и наименование должны быть атрибутом производства и маркетинга любого, претендующего на успешность, регионального товара. Возникает задача создания «именных», «собственных» стандартов, венчаемых брендом и создающихся под бренд, а не только под серийное производство. Такая постановка задачи, оставаясь задачей регионального уровня, вызывает у предприятий интерес как надёжный механизм коммерциализации и продвижения выпускаемой продукции», - сообщил в своем выступлении Василий Моргун.
Спецпредставитель руководителя Росстандарта отмечает, что основным звеном в формировании системы региональных стандартов могли бы выступить центры стандартизации в регионах или их объединения на уровне федеральных округов. «Продвижение полномочных центров стандартизации в лице ЦСМ к предприятиям региона может вызвать их интерес к теме, в том числе и к теме разработки отраслевых региональных стандартов как документов регионального отраслевого консенсуса с правами ЦСМ на учёт стандартов, владение ими и оценку соответствия. Предпосылки для работы такой схемы заложены в поправках к закону о стандартизации, предусматривающих регистрацию ТУ и СТО. Если такая регистрация начнётся, её следует обязательно вести на уровне субъектов федерации», - говорит Моргун.
Опыт Красноярского ЦСМ говорит о наличии интереса предприятий к созданию корпоративных стандартов общего (регионального) применения. Особенно актуально создание отраслевых региональных стандартов в условиях развития института региональных торговых марок, использования указания региональной принадлежности товаров (наименование места происхождения товаров и географического указания. Соответствующие законы находятся в разработке, но регионы уже наращивают активность.
Тем более что такой опыт есть. Только за последние годы Красноярский ЦСМ участвовал в ряде крупных проектов по формированию новых региональных брендов. Уже реализованы проекты в молочной и мясной отраслях – путем создания отраслевых ассоциаций и единых торговых марок. Ведётся работа по организации ассоциаций на основе соглашений производителей овощной продукции, сборщиков дикоросов, производителей мёда, производителей мебели. Уже сейчас понятно, стандарты на какие товары могут появиться у сибирских регионов. Это растительное масло (например, рыжиковое), дикоросы, речная дикая рыба с контролируемым содержанием омега-3. А в будущем – и на продукты деревообработки и даже машиностроение.
Добавим, что сейчас вопрос о возможности включения в закон «О стандартизации в РФ» понятия «стандарт региона» рассматривается на федеральном уровне.
12 июля 2019
Новости